муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад №61 комбинированного вида Принята на заседании педагогического совета Протокол № 1 «25» 08. 2022г. Утверждаю: заведующий МБДОУ д/с №61 _______ Калабина Н.А. Приказ № 5 – ОД/ЛНА от « 01» 09.2022г. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБДОУ д/с № 61 на 2022-2025годы Киселевский городской округ 2022 1 Паспорт программы развития Полное наименование организации муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад №61 комбинированного вида Документы, послужившие 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской основанием для разработки Федерации» от 20.12.2012 № 273-ФЗ. программы развития 2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 3. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. 4. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). 5. Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 № Р126 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"». 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). 7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373. 8. Постановление администрации Киселевского городского округа от 13.12.2013 № 490-н «Об утверждении муниципальной программы Киселевского городского округа «Образование» на 2021-2024 годы» 9. Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 № 07-3760. 10. Письмо Минпросвещения России от 11.05.2021 № СК123/07. Сведения о разработчиках Ответственные: Калабина Наталья Александровна, заведующий МБДОУ д/с № 61 Старший воспитатель Цайтлер Нонна Владимировна Рабочая группа в составе, утвержденном приказом МБДОУ д/с № 61 от 11.06.2022 Цели программы развития 1. Повышение качества образовательных и коррекционных услуг в организации, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2 2. Модернизация материально-технической базы организации, цифровизация образовательной деятельности. 3. Обеспечение разнообразия и доступности дополнительного образования с учётом потребностей и возможностей детей. 4. Повышение безопасности, в том числе усиление антитеррористической защищенности объектов организации. Комплексные задачи программы развития 1. Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного образования и начального образования. 2. Внедрение дистанционных образовательных технологий и элементов электронного обучения для детей от 5 лет. 3. Цифровизация системы управления образовательной организацией, в том числе документооборота. 4. Создание открытой и доступной системы дополнительного образования для развития детских способностей. 5. Обеспечение эффективного, результативного функционирования и постоянного роста профессиональной компетентности стабильного коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 6. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды и материально-технической базы организации. 7. Повышения безопасности в организации в отношении детей и работников, посетителей. 8. Создание условий для полноценного сотрудничества с социальными партнерами для разностороннего развития детей. Основные направления развития организации 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды. 2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материально-технические условия в соответствии с законодательством РФ. 3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей 4. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. 5. Совершенствование системы охраны труда. 6. Усиление антитеррористической защищенности организации. Период реализации программы развития С 2022 года по 2025 год – 4 года Порядок финансирования программы развития Средства субсидии на муниципальное задание. Целевые субсидии. 3 Средства от приносящей доход деятельности Целевые индикаторы и показатели успешности реализации программы Удовлетворенность 80 % участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг. Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях и др. мероприятиях инновационной направленности. Благоприятные показатели физического, психического здоровья воспитанников. Рост числа работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии. Обучение 90 % педагогов по программам для работы с детьми с ОВЗ. Прирост финансирования организации на 30 % за счет дополнительных платных образовательных услуг, побед в грантовых конкурсах. Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме реализации образовательных программ с организациями округа и города научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой направленности. Обновление материально-технической базы на 40 %. Снижение несчастных случаев с работниками и детьми, происшествий на территории организации Ожидаемые результаты реализации программы Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников. В организации реализуются новые программы дополнительного образования для детей и их родителей. Высокий процент выпускников организации, успешно прошедших адаптацию в первом классе школы. Внедрено и эффективно используются цифровые технологии в работе организации, в том числе документообороте, обучении и воспитании. Создана современная комфортная развивающая предметнопространственная среда и обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства РФ. Повысилась профессиональная компетентность педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. Организация получает меньше замечаний от органов надзора и 4 контроля в сфере охраны труда и безопасности Контроль реализации программы развития Организация осуществляет мониторинг эффективности реализации программы развития. Отчетная дата – май каждого года. По итогам ежегодного мониторинга ответственный работник составляет аналитический отчет о результатах реализации программы развития. Ответственный назначается приказом заведующего МБДОУ д/с № 61. Корректировку программы развития осуществляет заведующий МБДОУ д/с № 61 Информационная справка об организации Сведения об организации. МБДОУ д/с № 61 города Киселевска (далее - детский сад, организация) создан 01 августа 1985 года . Нормативно-правовые основы деятельности ДОУ отражаются Уставом и локальными актами: • договором с Учредителем, родителями, специалистами; • правилами внутреннего трудового распорядка; • должностными инструкциями; • договорами с другими организациями. По состоянию на 01.09.2022 года в детском саду – 182 ребенка. В настоящее время функционирует 12 групп: 10 групп – общеразвивающей направленности, 2 группы компенсирующей направленности. Детский сад находится в отдельно стоящем типовом двухэтажном здании. Имеется собственная территория для прогулок, 12 обустроенных прогулочных участков, игровое и спортивное оборудование, отличительной особенностью детского сада является хорошее озеленение, наличие отдельной спортивной площадки. Материально-техническая база организации. Имеется кабинет заведующего, медицинский кабинет, изолятор, методический кабинет, кабинет педагога-психолога, 2 кабинета учителя-логопеда, изостудия, физкультурный зал, 2 музыкальных зала, актовый зал, комната ГАИ, кабинет заместителя заведующего, пищеблок, кабинет делопроизводителя, 12 групповых комнат, прачечная, подсобные помещения. Режим работы организации: с 7.00 до 19.00. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. Сведения о воспитанниках. В настоящее время в организации функционирует 12 групп воспитанников, из них: 3 группы раннего возраста (2-3 года); 2 группы младшего возраста (3-4 гола); 2 группы среднего возраста (4-5 лет); 3 группы старшего возраста (5-6 лет); 2 группы для детей дошкольного возраста (6-7 лет) Характеристика семей воспитанников по составу Состав семьи Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников 5 Полная 132 85,7% Неполная с матерью 18 11,7% Неполная с отцом 1 0,7% Оформлено опекунство 3 1,9% Характеристика семей воспитанников по количеству детей Количество детей в семье Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Один ребенок 46 29,9% Два ребенка 83 53,9% Три ребенка и более 25 16,2% Характеристика окружающего социума. Ближайшее окружение детского сада: средняя школа № 25 (обеспечение преемственности в образовательном процессе на основе сотрудничества педагогов ДОУ, учителей школы и родителей; создание условий для возникновения и поддержания интереса к обучению в школе; создание условий для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения; посещение музея Боевой славы); ДДТ «Тайбинский» (развитие творческих способностей детей); Библиотека № 2 (художественно-эстетическое и речевое развитие детей); Детская школа искусств № 66 (развитие творческих способностей детей, создание условий для совместной деятельности взрослых и детей); - ДОУ района № 54, 55, 47, 8, 10 (трансляция опыта работы, обмен опытом, сетевое взаимодействие). Организационно-педагогические условия организации, характеристика педагогов. Общее количество педагогических работников – 30 человек: 2 старших воспитателя, 2 учителя-логопеда, 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре,1 педагог-психолог, 24 воспитателя. Укомплектованность кадрами: воспитателями – на 100%; младшими воспитателями – на 100%; обслуживающим персоналом – 100%. Сведения о работниках Образование, кол-во работников Высшее – 13 чел. Среднее специальное – 17 чел. Наличие квалификационных категорий, кол-во работников Высшая – 24 чел. Первая – 2 чел. Стаж работы, кол-во работников До 5 лет – 3 чел. 5 – 10 лет – 6 чел. 6 Без категории – 4 чел. Свыше 15 лет – 21 чел. Характеристика достижений организации. Педагоги детского сада регулярно участвуют в конкурсах муниципального и регионального уровня. В декабре 2021 года Воспитатель Назаренко М.В. победила в номинации «Лучший сайт педагога» на областном этапе всероссийского конкурса «Воспитатель года России 2022» «Лесенка успеха». В январе 2022 года коллектив занял 1 место в городском конкурсе на лучшее новогоднее оформление здания и территории ДОУ. В феврале 2022г. 1 младшая группа № 4 заняла 1 место в городском конкурсе развивающей среды. Все воспитанники принимали участие в международных, областных и городских конкурсах. Основания для разработки программы развития Перед началом разработки программы рабочая группа проанализировала: результативность реализации программы развития детского сада на 2017-2021; потенциал развития детского сада на основе SWOT–анализа возможностей и проблем образовательной организации; возможные варианты развития. Основания для разработки программы развития детского сада по итогам SWOT-анализа Оценка актуального состояния внутреннего Оценка перспектив развития с учетом изменения потенциала внешних факторов Сильные стороны Слабые стороны Благоприятные возможности Риски Высокий профессиональный уровень педагогических кадров Отсутствие необходимого опыта педагогов в инновационной, цифровой, проектной деятельности. Есть возможность получать квалифицированную научно-методическую помощь от методиста ИМЦ г. Киселевска Невысокая заработная плата, косвенным образом влияющая на престиж профессии и стимулирование педагогов развиваться, внедрять новые технологии Использование инновационных подходов к организации методической работы Преобладание в коллективе педагогов традиционных подходов к образовательному процессу Востребованность среди родителей услуг дополнительного образования Формализованный подход органов власти в сфере цифровизации и внедрения инноваций без учета потребностей и реальных возможностей конкретного детского сада Месторасположение детского сада Устаревшая материальнотехническая база Можно принять участие Недостаточное в целевых финансирование системы государственных образования программах в сфере цифровизации и развития дополнительного образования Накопленный Недостаточно опыта Удовлетворенность В связи с большим 7 практический опыт работы в образовательной и маркетинга оздоровительной деятельности области родителей работой детского сада. Есть организации, которые готовы стать партнерами в сетевом взаимодействии количеством инноваций в области дошкольного образования есть риск не довести до результата выбранные направления развития Основные направления развития организации 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды. Совершенствование образовательной и воспитательной деятельности детского сада через овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими целостное развитие ребенка-дошкольника. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников детского сада требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материально-технические условия в соответствии с законодательством РФ. Корректировка ООП ДО на основе ежегодного педагогического мониторинга в соответствии с потребностями воспитанников. Формирование модели режима дня, недели, года с учетом обновленной модели образовательного пространства. Использование в образовательной деятельности современных развивающих технологий – изучение, внедрение, реализация в соответствии с индивидуальными планами педагогов. Индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности: введение в практику работы по формированию портфолио дошкольника, составление индивидуальных маршрутов развития воспитанников, в том числе с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума детского сада. Выявление и формирование приоритетных направлений воспитательной работы в группах в соответствии с рабочими программами воспитания и календарными планами воспитательной работы детского сада. 3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей. Участие в реализации ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» до 2025 года (распоряжение Минпросвещения от 21.06.2021 № Р-126). Введение новых образовательных программ дополнительного образования трех направленностей: физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной и художественной. Направленность Название образовательной Возраст воспитанников программы 2-3 3-4 4-5 5-7 Физкультурно-спортивная Социально-гуманитарная Художественная «Здоровячок» «Веселый язычок» «Говоруша» «Домисолька» «Разноцветная планета» «Мир песочных фантазий» «Ритмическая мозаика» - - - + + + + + + + 4. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. 8 Создать цифровую образовательную среду, включающую минимум три компонента: электронный образовательный контент; инфраструктуру электронных средств обучения – интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, компьютеры, программы, серверы, микрофоны, камеры, доступ к интернет; информационные системы и технологии – образовательные платформы, ресурсы для онлайн-взаимодействия и др. Внедрить электронный документооборот. 5. Совершенствование системы охраны труда. Внедрение новых мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Актуализировать локальные нормативные акты детского сада в сфере охраны труда. Разработать, утвердить и планомерно осуществлять мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе: проводить специальную оценку условий труда, оценку уровней профессиональных рисков; механизировать работы при складировании и транспортировании продуктов, отходов, других тяжелых объектов; модернизировать оборудование и технологические процессы на рабочих местах с целью снижения содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний и излучений; обустроить новые или реконструировать имеющиеся места отдыха, психологической разгрузки. 6. Усиление антитеррористической защищенности организации. Провести оценку качества и достаточности организационных мероприятий, практической готовности и обеспечения объекта техническими средствами. Разработать комплексный план мероприятий по усилению антитеррористической безопасности, интегрировать его с антикризисным планом организации. Мероприятия по реализации программы развития № п/п Мероприятие Ответственный Срок Результат Выполнение 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды 1 Проведение Заведующий комплексной оценки Старший качества воспитатель образовательной деятельности в детском саду Первое Анкетирование полугодие родителей и 2022 педагогов Подбор диагностических материалов, позволяющих контролировать уровень развития детей, качество деятельности педагогов и специалистов 2 Совершенствование образовательной программы Июньавгуст 2022 Старший воспитатель Корректировка ООП ДО и ее компонентов 9 3 Обновление предметно- Заместитель развивающей среды, заведующего способствующей реализации нового содержания дошкольного образования Второе полугодие 2022 2023 Закупка и установка нового образовательного оборудования, материалов и инвентаря для развития детей 2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материально-технические условия 1 Мониторинг и анализ развития детей в новой предметноразвивающей среде Старший воспитатель Второе Оформление полугодие аналитической 2023 справки 2 Создание карт наблюдений за коммуникативными способностями воспитанников в групповых формах работы Старший воспитатель Ноябрь 2023 Карты наблюдения 3 Создание карт оценки проектноисследовательских работ воспитанников Старший воспитатель Декабрь 2023 Карты оценки 4 Проведение педсовета в Заведующий форме брейншторма с целью создания нового проекта ООП ДО, адаптированного под новую среду и потребности воспитанников Февраль 2024 Протокол заседания педсовета 3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг 1 Анализ востребованности дополнительного образования Заместитель заведующего 2 Проведение педсовета с Старший целью определения, воспитатель какие программы дополнительного образования надо реализовать Апрель 2022 Анкетирование и опрос родителей Май 2022 Протокол заседания педсовета 10 3 Разработка программ дополнительного образования Старший воспитатель Воспитатели. Майавгуст 2022 Образовательные программы по открываемым направлениям дополнительного образования 4. Цифровизации образовательного процесса 1 Анализ доступных образовательных платформ Старший воспитатель Майавгуст 2022 Оформление аналитической справки 2 Проведение заседания педагогического совета Старший воспитатель 25.08.22 Протокол заседания педсовета 3 Родительское собрание Методист об использовании ЭО и ДОТ в образовательном процессе Август 2022 Протокол 4 Закупка оборудования Заместитель заведующего Апрельмай 2022 Договор поставки и акт приемапередачи товара 5 Установка оборудования, подготовка помещений Заместитель заведующего Май-июнь Акт выполненных 2022 работ 6 Повышение квалификации педагогов Старший воспитатель В течение Обучены 50% 2022-2023 педагогов годов 7 Разработка анкет для мониторинга процесса обучения Старший воспитатель Июль 2022 8 Мониторинг качества образовательных услуг с использованием ЭО и ДОТ Старший воспитатель, педагогически е работники В течение Проведение года анкетирования, обработка результатов, коррективы образовательного процесса 9 Поддержание сайта образовательной организации Старший воспитатель В течение Сайт соответствует года законодательству и содержит актуальные документы Анкеты для педагогов и родителей 5. Совершенствование системы охраны труда 11 1 Проанализировать локальные нормативные акты детского сада на внесение изменений в сфере охраны труда Заместитель заведующего 2 Проведение совещания Заведующий с целью планирования развития системы охраны труда в детском саду Март 2022 Протокол 3 Разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда Март 2022 Проект мероприятий по улучшению условий и охраны труда Заместитель заведующего Первое Оформление полугодие аналитической 2022 справки 6. Усиление антитеррористической защищенности организации 1 Определение основных Заведующий положений проведения Заместитель в детском саду работы заведующего по АТЗ, схемы управления, состава комиссий по внутренним проверкам, способов контроля Первое Приказы полугодие Локальные 2022 нормативные акты детского сада 2 Разработка плана мероприятий по исполнению ПП РФ от 02.08.2019 № 1006 и плана действий при установлении уровней террористической опасности Заместитель заведующего Апрель 2022 Утвержденные планы 3 Разработка плана проведения учений и тренировок по АТЗ Заместитель заведующего Ежегодно в феврале Утвержденные планы 4 Планирование внедрения интегрированной системы безопасности Заведующий Заместитель заведующего Второе Утвержденный полугодие план внедрения 2022 Механизмы реализации программы развития 1. Заключение договоров о сетевой форме реализации образовательной программы с целью повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 12 2. Модернизация документооборота. и цифровизация управленческих и образовательных процессов, 3. Проведение опросов и анкетирований для оценки уровня удовлетворенности услугами детского сада, существующими в нем процессами. 4. Подготовка методических рекомендаций по различным направлениям деятельности детского сада. 5. Изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности. 6. Проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение данных о тенденциях в области личностного развития детей. Ожидаемые результаты реализации программы развития 1. Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников. 2. В организации реализуются новые программы дополнительного образования для детей и их родителей. 3. Высокий процент выпускников организации, успешно прошедших адаптацию в первом классе школы. 4. Внедрено и эффективно используются цифровые технологии в работе организации, в том числе документообороте, обучении и воспитании. 5. Создана современная комфортная развивающая предметно-пространственная среда и обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства РФ. 6. Повысилась профессиональная компетентность педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. 7. Организация получает меньше замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда и безопасности. Критерии и показатели оценки реализации программы развития Направления развития организации Критерии и показатели оценки Развитие качественной и доступной Соответствие предоставляемых услуг дошкольного образовательной и творческой среды образования критериям районной системы оценки качества дошкольного образования. Удовлетворенность 80 % участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг. Обучение 90 % педагогов по программам для работы с детьми с ОВЗ 13 2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материальнотехнические условия Благоприятные показатели физического, психического здоровья воспитанников. Обновление материально-технической базы на 40 %. Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях и др. мероприятиях инновационной направленности. 3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг Удовлетворенность родителей и воспитанников услугами дополнительного образования на 80%. Прирост финансирования организации на 30 % за счет дополнительных платных образовательных услуг, побед в грантовых конкурсах. Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме реализации образовательных программ с организациями округа и города научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой направленности 4. Цифровизации образовательного и Рост числа работников, использующих дистанционные управленческого процесса технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии 5. Совершенствование системы охраны труда Снижение несчастных случаев с работниками и детьми. Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда 6. Усиление антитеррористической защищенности организации Отсутствие происшествий на территории организации. Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере безопасности 14