32 Программа развития ДОУ 2022-2025

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Киселевского городского округа детский сад №61 комбинированного вида

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
«25» 08. 2022г.

Утверждаю:
заведующий МБДОУ д/с №61
_______ Калабина Н.А.
Приказ № 5 – ОД/ЛНА
от « 01» 09.2022г.

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ

МБДОУ д/с № 61
на 2022-2025годы

Киселевский городской округ
2022
1

Паспорт программы развития
Полное наименование
организации

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Киселевского городского округа детский сад №61
комбинированного вида

Документы, послужившие 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской
основанием для разработки Федерации» от 20.12.2012 № 273-ФЗ.
программы развития
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015
№ 996-р.
3. Концепция развития дополнительного образования детей в
РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от
04.09.2014 № 1726-р.
4. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п.
4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв.
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №
16).
5. Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 № Р126 «Об утверждении ведомственной целевой программы
"Развитие дополнительного образования детей, выявление и
поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"».
6. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО).
7. Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования,
утвержденный приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373.
8. Постановление администрации Киселевского городского
округа от 13.12.2013 № 490-н «Об утверждении муниципальной
программы Киселевского городского округа «Образование» на
2021-2024 годы»
9. Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 № 07-3760.
10. Письмо Минпросвещения России от 11.05.2021 № СК123/07.
Сведения о разработчиках

Ответственные: Калабина Наталья Александровна, заведующий
МБДОУ д/с № 61
Старший воспитатель Цайтлер Нонна Владимировна
Рабочая группа в составе, утвержденном приказом МБДОУ д/с
№ 61 от 11.06.2022

Цели программы развития

1. Повышение качества образовательных и коррекционных
услуг в организации, с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
2

2. Модернизация материально-технической базы организации,
цифровизация образовательной деятельности.
3. Обеспечение разнообразия и доступности дополнительного
образования с учётом потребностей и возможностей детей.
4. Повышение безопасности, в том числе усиление
антитеррористической защищенности объектов организации.
Комплексные задачи
программы развития

1. Обеспечение преемственности основных образовательных
программ дошкольного образования и начального образования.
2. Внедрение дистанционных образовательных технологий и
элементов электронного обучения для детей от 5 лет.
3. Цифровизация системы управления образовательной
организацией, в том числе документооборота.
4. Создание открытой и доступной системы дополнительного
образования для развития детских способностей.
5. Обеспечение эффективного, результативного
функционирования и постоянного роста профессиональной
компетентности стабильного коллектива в соответствии с
требованиями ФГОС ДО.
6. Модернизация развивающей предметно-пространственной
среды и материально-технической базы организации.
7. Повышения безопасности в организации в отношении детей и
работников, посетителей.
8. Создание условий для полноценного сотрудничества с
социальными партнерами для разностороннего развития детей.

Основные направления
развития организации

1. Развитие качественной и доступной образовательной и
творческой среды.
2. Разработка образовательных программ, в которых
используются современные материально-технические условия в
соответствии с законодательством РФ.
3. Повышение эффективности системы дополнительного
образования, расширение спектра дополнительных
образовательных услуг для детей и их родителей
4. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в
организации.
5. Совершенствование системы охраны труда.
6. Усиление антитеррористической защищенности организации.

Период реализации
программы развития

С 2022 года по 2025 год – 4 года

Порядок финансирования
программы развития

Средства субсидии на муниципальное задание.
Целевые субсидии.
3

Средства от приносящей доход деятельности
Целевые индикаторы и
показатели успешности
реализации программы

Удовлетворенность 80 % участников образовательных
отношений качеством предоставляемых образовательных услуг.
Положительная динамика результативности участия педагогов в
конкурсах, конференциях и др. мероприятиях инновационной
направленности.
Благоприятные показатели физического, психического здоровья
воспитанников.
Рост числа работников, использующих дистанционные
технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии.
Обучение 90 % педагогов по программам для работы с детьми с
ОВЗ.
Прирост финансирования организации на 30 % за счет
дополнительных платных образовательных услуг, побед в
грантовых конкурсах.
Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме
реализации образовательных программ с организациями округа
и города научной, технической, инновационной, культурной,
спортивной, художественной, творческой направленности.
Обновление материально-технической базы на 40 %.
Снижение несчастных случаев с работниками и детьми,
происшествий на территории организации

Ожидаемые результаты
реализации программы

Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке
образовательных услуг, обеспечение равных стартовых
возможностей дошкольников.
В организации реализуются новые программы дополнительного
образования для детей и их родителей.
Высокий процент выпускников организации, успешно
прошедших адаптацию в первом классе школы.
Внедрено и эффективно используются цифровые технологии в
работе организации, в том числе документообороте, обучении и
воспитании.
Создана современная комфортная развивающая предметнопространственная среда и обучающее пространство в
соответствии с требованиями законодательства РФ.
Повысилась профессиональная компетентность педагогов, в
том числе в области овладения инновационными
образовательными и метапредметными технологиями за счет
прохождения повышения квалификации и переподготовки
работников, участия в региональных и федеральных
профессиональных мероприятиях.
Организация получает меньше замечаний от органов надзора и
4

контроля в сфере охраны труда и безопасности
Контроль реализации
программы развития

Организация осуществляет мониторинг эффективности
реализации программы развития. Отчетная дата – май каждого
года. По итогам ежегодного мониторинга ответственный
работник составляет аналитический отчет о результатах
реализации программы развития. Ответственный назначается
приказом заведующего МБДОУ д/с № 61.
Корректировку программы развития осуществляет заведующий
МБДОУ д/с № 61

Информационная справка об организации
Сведения об организации. МБДОУ д/с № 61 города Киселевска (далее - детский сад,
организация) создан 01 августа 1985 года .
Нормативно-правовые основы деятельности ДОУ отражаются Уставом и локальными
актами:
•
договором с Учредителем, родителями, специалистами;
•
правилами внутреннего трудового распорядка;
•
должностными инструкциями;
•
договорами с другими организациями.
По состоянию на 01.09.2022 года в детском саду – 182 ребенка.
В настоящее время функционирует 12 групп: 10 групп – общеразвивающей
направленности, 2 группы компенсирующей направленности.
Детский сад находится в отдельно стоящем типовом двухэтажном здании. Имеется
собственная территория для прогулок, 12 обустроенных прогулочных участков, игровое и
спортивное оборудование, отличительной особенностью детского сада является хорошее
озеленение, наличие отдельной спортивной площадки.
Материально-техническая база организации. Имеется кабинет заведующего,
медицинский кабинет, изолятор, методический кабинет, кабинет педагога-психолога, 2
кабинета учителя-логопеда, изостудия, физкультурный зал, 2 музыкальных зала, актовый зал,
комната ГАИ, кабинет заместителя заведующего, пищеблок, кабинет делопроизводителя,
12 групповых комнат, прачечная, подсобные помещения.
Режим работы организации: с 7.00 до 19.00. Выходные дни: суббота, воскресенье,
праздничные дни.
Сведения о воспитанниках. В настоящее время в организации
функционирует 12 групп воспитанников, из них:
3 группы раннего возраста (2-3 года);
2 группы младшего возраста (3-4 гола);
2 группы среднего возраста (4-5 лет);
3 группы старшего возраста (5-6 лет);
2 группы для детей дошкольного возраста (6-7 лет)
Характеристика семей воспитанников по составу
Состав семьи
Количество семей
Процент от общего количества
семей воспитанников
5

Полная

132

85,7%

Неполная с матерью

18

11,7%

Неполная с отцом

1

0,7%

Оформлено опекунство

3

1,9%

Характеристика семей воспитанников по количеству детей
Количество детей в семье
Количество семей
Процент от общего количества семей
воспитанников
Один ребенок

46

29,9%

Два ребенка

83

53,9%

Три ребенка и более

25

16,2%

Характеристика окружающего социума. Ближайшее окружение детского сада:

 средняя школа № 25 (обеспечение преемственности в образовательном процессе на
основе сотрудничества педагогов ДОУ, учителей школы и родителей; создание условий для
возникновения и поддержания интереса к обучению в школе; создание условий для успешной
адаптации дошкольников к условиям школьного обучения; посещение музея Боевой славы);
 ДДТ «Тайбинский» (развитие творческих способностей детей);
 Библиотека № 2 (художественно-эстетическое и речевое развитие детей);
 Детская школа искусств № 66 (развитие творческих способностей детей, создание
условий для совместной деятельности взрослых и детей);
- ДОУ района № 54, 55, 47, 8, 10 (трансляция опыта работы, обмен опытом, сетевое
взаимодействие).
Организационно-педагогические условия организации, характеристика педагогов.
Общее количество педагогических работников – 30 человек: 2 старших воспитателя, 2
учителя-логопеда, 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре,1
педагог-психолог, 24 воспитателя.
Укомплектованность кадрами:
воспитателями – на 100%;
младшими воспитателями – на 100%;
обслуживающим персоналом – 100%.
Сведения о работниках
Образование, кол-во работников
Высшее – 13 чел.
Среднее специальное – 17 чел.

Наличие квалификационных
категорий, кол-во работников
Высшая – 24 чел.
Первая – 2 чел.

Стаж работы, кол-во
работников
До 5 лет – 3 чел.
5 – 10 лет – 6 чел.
6

Без категории – 4 чел.

Свыше 15 лет – 21 чел.

Характеристика достижений организации. Педагоги детского сада регулярно участвуют в
конкурсах муниципального и регионального уровня.
 В декабре 2021 года Воспитатель Назаренко М.В. победила в номинации «Лучший сайт
педагога» на областном этапе всероссийского конкурса «Воспитатель года России
2022» «Лесенка успеха».
 В январе 2022 года коллектив занял 1 место в городском конкурсе на лучшее
новогоднее оформление здания и территории ДОУ.
 В феврале 2022г. 1 младшая группа № 4 заняла 1 место в городском конкурсе
развивающей среды.
Все воспитанники принимали участие в международных, областных и городских конкурсах.

Основания для разработки программы развития
Перед началом разработки программы рабочая группа проанализировала:
результативность реализации программы развития детского сада на 2017-2021; потенциал
развития детского сада на основе SWOT–анализа возможностей и проблем образовательной
организации; возможные варианты развития.
Основания для разработки программы развития детского сада по итогам SWOT-анализа
Оценка актуального состояния внутреннего Оценка перспектив развития с учетом изменения
потенциала
внешних факторов
Сильные стороны

Слабые стороны

Благоприятные
возможности

Риски

Высокий
профессиональный
уровень
педагогических
кадров

Отсутствие
необходимого опыта
педагогов в
инновационной,
цифровой, проектной
деятельности.

Есть
возможность
получать
квалифицированную
научно-методическую
помощь от методиста
ИМЦ г. Киселевска

Невысокая заработная
плата, косвенным образом
влияющая на престиж
профессии и
стимулирование
педагогов развиваться,
внедрять новые
технологии

Использование
инновационных
подходов к
организации
методической
работы

Преобладание в
коллективе педагогов
традиционных
подходов к
образовательному
процессу

Востребованность среди
родителей услуг
дополнительного
образования

Формализованный подход
органов власти в сфере
цифровизации и
внедрения инноваций без
учета потребностей и
реальных возможностей
конкретного детского
сада

Месторасположение
детского сада

Устаревшая
материальнотехническая база

Можно принять участие Недостаточное
в
целевых финансирование системы
государственных
образования
программах в сфере
цифровизации
и
развития
дополнительного
образования

Накопленный

Недостаточно

опыта Удовлетворенность

В

связи

с

большим
7

практический опыт работы
в
образовательной и маркетинга
оздоровительной
деятельности

области родителей
работой
детского сада.
Есть
организации,
которые готовы стать
партнерами в сетевом
взаимодействии

количеством инноваций в
области
дошкольного
образования есть риск не
довести до результата
выбранные направления
развития

Основные направления развития организации
1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды.
Совершенствование образовательной и воспитательной деятельности детского сада через
овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими целостное
развитие ребенка-дошкольника. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников
детского сада требованиям федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные
материально-технические условия в соответствии с законодательством РФ.
Корректировка ООП ДО на основе ежегодного педагогического мониторинга в
соответствии с потребностями воспитанников. Формирование модели режима дня, недели,
года с учетом обновленной модели образовательного пространства.
Использование в образовательной деятельности современных развивающих технологий
– изучение, внедрение, реализация в соответствии с индивидуальными планами педагогов.
Индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности: введение в практику
работы по формированию портфолио дошкольника, составление индивидуальных маршрутов
развития воспитанников, в том числе с учетом рекомендаций психолого-педагогического
консилиума детского сада. Выявление и формирование приоритетных направлений
воспитательной работы в группах в соответствии с рабочими программами воспитания и
календарными планами воспитательной работы детского сада.
3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение
спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей.
Участие в реализации ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного
образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» до
2025 года (распоряжение Минпросвещения от 21.06.2021 № Р-126).
Введение новых образовательных программ дополнительного образования трех
направленностей: физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной и художественной.
Направленность
Название образовательной
Возраст воспитанников
программы
2-3
3-4
4-5
5-7
Физкультурно-спортивная
Социально-гуманитарная
Художественная

«Здоровячок»
«Веселый язычок»
«Говоруша»
«Домисолька»
«Разноцветная планета»
«Мир песочных фантазий»
«Ритмическая мозаика»

-

-

-

+
+
+
+
+
+
+

4. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации.
8

Создать цифровую образовательную среду, включающую минимум три компонента:
 электронный образовательный контент;
 инфраструктуру электронных средств обучения – интерактивные доски, сенсорные экраны,
информационные панели и иные средства отображения информации, компьютеры,
программы, серверы, микрофоны, камеры, доступ к интернет;
 информационные системы и технологии – образовательные платформы, ресурсы для
онлайн-взаимодействия и др.
Внедрить электронный документооборот.
5. Совершенствование системы охраны труда. Внедрение новых мероприятий по
улучшению условий и охраны труда.
Актуализировать локальные нормативные акты детского сада в сфере охраны труда.
Разработать, утвердить и планомерно осуществлять мероприятий по улучшению условий и
охраны труда, в том числе:
 проводить специальную оценку условий труда, оценку уровней профессиональных рисков;
 механизировать работы при складировании и транспортировании продуктов, отходов,
других тяжелых объектов;
 модернизировать оборудование и технологические процессы на рабочих местах с целью
снижения содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний и
излучений;
 обустроить новые или реконструировать имеющиеся места отдыха, психологической
разгрузки.
6. Усиление антитеррористической защищенности организации.
Провести оценку качества и достаточности организационных мероприятий, практической
готовности и обеспечения объекта техническими средствами. Разработать комплексный план
мероприятий по усилению антитеррористической безопасности, интегрировать его с
антикризисным планом организации.

Мероприятия по реализации программы развития
№
п/п

Мероприятие

Ответственный Срок

Результат

Выполнение

1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды
1

Проведение
Заведующий
комплексной оценки
Старший
качества
воспитатель
образовательной
деятельности в детском
саду

Первое
Анкетирование
полугодие родителей и
2022
педагогов
Подбор
диагностических
материалов,
позволяющих
контролировать
уровень развития
детей, качество
деятельности
педагогов и
специалистов

2

Совершенствование
образовательной
программы

Июньавгуст
2022

Старший
воспитатель

Корректировка
ООП ДО и ее
компонентов
9

3

Обновление предметно- Заместитель
развивающей среды,
заведующего
способствующей
реализации нового
содержания
дошкольного
образования

Второе
полугодие
2022 2023

Закупка и
установка нового
образовательного
оборудования,
материалов и
инвентаря для
развития детей

2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные
материально-технические условия
1

Мониторинг и анализ
развития детей в новой
предметноразвивающей среде

Старший
воспитатель

Второе
Оформление
полугодие аналитической
2023
справки

2

Создание карт
наблюдений за
коммуникативными
способностями
воспитанников в
групповых формах
работы

Старший
воспитатель

Ноябрь
2023

Карты наблюдения

3

Создание карт оценки
проектноисследовательских
работ воспитанников

Старший
воспитатель

Декабрь
2023

Карты оценки

4

Проведение педсовета в Заведующий
форме брейншторма с
целью создания нового
проекта ООП ДО,
адаптированного под
новую среду и
потребности
воспитанников

Февраль
2024

Протокол
заседания
педсовета

3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение
спектра дополнительных образовательных услуг
1

Анализ
востребованности
дополнительного
образования

Заместитель
заведующего

2

Проведение педсовета с Старший
целью определения,
воспитатель
какие программы
дополнительного
образования надо
реализовать

Апрель
2022

Анкетирование и
опрос родителей

Май 2022

Протокол
заседания
педсовета

10

3

Разработка программ
дополнительного
образования

Старший
воспитатель
Воспитатели.

Майавгуст
2022

Образовательные
программы по
открываемым
направлениям
дополнительного
образования

4. Цифровизации образовательного процесса
1

Анализ доступных
образовательных
платформ

Старший
воспитатель

Майавгуст
2022

Оформление
аналитической
справки

2

Проведение заседания
педагогического совета

Старший
воспитатель

25.08.22

Протокол
заседания
педсовета

3

Родительское собрание Методист
об использовании ЭО и
ДОТ в образовательном
процессе

Август
2022

Протокол

4

Закупка оборудования

Заместитель
заведующего

Апрельмай 2022

Договор поставки и
акт приемапередачи товара

5

Установка
оборудования,
подготовка помещений

Заместитель
заведующего

Май-июнь Акт выполненных
2022
работ

6

Повышение
квалификации
педагогов

Старший
воспитатель

В течение Обучены 50%
2022-2023 педагогов
годов

7

Разработка анкет для
мониторинга процесса
обучения

Старший
воспитатель

Июль
2022

8

Мониторинг качества
образовательных услуг
с использованием ЭО и
ДОТ

Старший
воспитатель,
педагогически
е работники

В течение Проведение
года
анкетирования,
обработка
результатов,
коррективы
образовательного
процесса

9

Поддержание сайта
образовательной
организации

Старший
воспитатель

В течение Сайт соответствует
года
законодательству и
содержит
актуальные
документы

Анкеты для
педагогов и
родителей

5. Совершенствование системы охраны труда
11

1

Проанализировать
локальные
нормативные акты
детского сада на
внесение изменений в
сфере охраны труда

Заместитель
заведующего

2

Проведение совещания Заведующий
с целью планирования
развития системы
охраны труда в детском
саду

Март 2022 Протокол

3

Разработка
мероприятий по
улучшению условий и
охраны труда

Март 2022 Проект
мероприятий по
улучшению
условий и охраны
труда

Заместитель
заведующего

Первое
Оформление
полугодие аналитической
2022
справки

6. Усиление антитеррористической защищенности организации
1

Определение основных Заведующий
положений проведения Заместитель
в детском саду работы заведующего
по АТЗ, схемы
управления, состава
комиссий по
внутренним проверкам,
способов контроля

Первое
Приказы
полугодие Локальные
2022
нормативные акты
детского сада

2

Разработка плана
мероприятий по
исполнению ПП РФ от
02.08.2019 № 1006 и
плана действий при
установлении уровней
террористической
опасности

Заместитель
заведующего

Апрель
2022

Утвержденные
планы

3

Разработка плана
проведения учений и
тренировок по АТЗ

Заместитель
заведующего

Ежегодно
в феврале

Утвержденные
планы

4

Планирование
внедрения
интегрированной
системы безопасности

Заведующий
Заместитель
заведующего

Второе
Утвержденный
полугодие план внедрения
2022

Механизмы реализации программы развития
1. Заключение договоров о сетевой форме реализации образовательной программы с целью
повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в
учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
12

2. Модернизация
документооборота.

и

цифровизация

управленческих

и

образовательных

процессов,

3. Проведение опросов и анкетирований для оценки уровня удовлетворенности услугами
детского сада, существующими в нем процессами.
4. Подготовка методических рекомендаций по различным направлениям деятельности
детского сада.
5. Изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм
организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные
способности, эмоциональное развитие и формирование личности.
6. Проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение данных о
тенденциях в области личностного развития детей.

Ожидаемые результаты реализации программы развития
1. Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг,
обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников.
2. В организации реализуются новые программы дополнительного образования для детей и их
родителей.
3. Высокий процент выпускников организации, успешно прошедших адаптацию в первом
классе школы.
4. Внедрено и эффективно используются цифровые технологии в работе организации, в том
числе документообороте, обучении и воспитании.
5. Создана современная комфортная развивающая предметно-пространственная среда и
обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства РФ.
6. Повысилась профессиональная компетентность педагогов, в том числе в области овладения
инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения
повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и
федеральных профессиональных мероприятиях.
7. Организация получает меньше замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны
труда и безопасности.

Критерии и показатели оценки реализации программы развития
Направления развития организации

Критерии и показатели оценки

Развитие качественной и доступной Соответствие предоставляемых услуг дошкольного
образовательной и творческой среды образования критериям районной системы оценки
качества дошкольного образования.
Удовлетворенность 80 % участников образовательных
отношений качеством предоставляемых
образовательных услуг.
Обучение 90 % педагогов по программам для работы с
детьми с ОВЗ
13

2. Разработка образовательных
программ, в которых используются
современные материальнотехнические условия

Благоприятные показатели физического, психического
здоровья воспитанников.
Обновление материально-технической базы на 40 %.
Положительная динамика результативности участия
педагогов в конкурсах, конференциях и др.
мероприятиях инновационной направленности.

3. Повышение эффективности
системы дополнительного
образования, расширение спектра
дополнительных образовательных
услуг

Удовлетворенность родителей и воспитанников
услугами дополнительного образования на 80%.
Прирост финансирования организации на 30 % за счет
дополнительных платных образовательных услуг,
побед в грантовых конкурсах.
Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой
форме реализации образовательных программ с
организациями округа и города научной, технической,
инновационной, культурной, спортивной,
художественной, творческой направленности

4. Цифровизации образовательного и Рост числа работников, использующих дистанционные
управленческого процесса
технологии, ИКТ, инновационные педагогические
технологии
5. Совершенствование системы
охраны труда

Снижение несчастных случаев с работниками и детьми.
Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в
сфере охраны труда

6. Усиление антитеррористической
защищенности организации

Отсутствие происшествий на территории организации.
Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в
сфере безопасности

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».