Положение об оказании логопедической помощи в группах компенсирующей направленности

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на Педагогическом совете
Протокол № 4
«26» мая 2022г.

Заведующий МБДОУ д/с № 61
_______________
Калабина Н.А.
Введено в действие по МБДОУ д/с № 61
приказом № 1 – ОД/ЛНА
«01» июня 2022г.

Положение
об оказании логопедической помощи
в группах компенсирующей направленности (нарушение речи)
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Киселевского городского округа
детского сада № 61 комбинированного вида
(МБДОУ д/с № 61)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи (далее – Положение)
в группах компенсирующей направленности (нарушение речи) муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения Киселевского городского округа детского сада
№ 61 комбинированного вида (далее – Учреждение) регламентирует деятельность
организации в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения
устной и (или) письменной речи (далее - обучающиеся) и трудности в освоении ими
основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных). Положение
разработано на основе Закона РФ «Об образовании», Распоряжения Минпросвещения России
от 6 августа 2020 г. N Р-75 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении примерного Положения об
оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность», СанПиНа 2.3/2.4.3590-20, Устава ДОУ.
1.2. Задачами Учреждения по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации
и содержания логопедической работы с обучающимися.
2. Порядок оказания логопедической помощи в группах компенсирующей
направленности (нарушение речи).
2.1. При оказании логопедической помощи ведется документация согласно локальным
нормативным актом Учреждения.
Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента
завершения оказания логопедической помощи.
2.2.
Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом Учреждения, регулирующим вопросы оказания логопедической
помощи, исходя из количества обучающихся, имеющих заключение территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ТПМПК) с рекомендациями об
1

обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1
штатная единица учителя-логопеда на 6 - 12 указанных обучающихся.
2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное
и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических
работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или)
письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или
уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики,
уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения
устной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий
педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика
обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной, и оформлено обращение к
учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды)
проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.3. Положения.
2.5. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ТПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение
всего учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления
речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного
акта руководителя Учреждения.
2.6. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с
учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ТПМПК, ППк.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы
Учреждения.
2.8. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом
(учителями-логопедами) на основании рекомендаций ТПМПК, ППк и результатов
логопедической диагностики.
2.9. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям.
2.10. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа
с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным планом, методическая, подготовительная, организационная и иная.
2.11. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей
обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса
(административных и педагогических работников Учреждения, родителей (законных
представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях
организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.
2

Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей),
педагогических и руководящих работников Учреждения;
информационных стендов.
2.12. На должность воспитателя группы компенсирующей направленности (нарушение речи)
назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование (факультет дошкольной
педагогики) и (или) прошедшие подготовку на специальных коррекционных курсах и не
имеющие дефектов речи.
3. Организация деятельности в группах компенсирующей направленности (нарушение
речи).
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию
помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов
Учреждения.
3.2. В соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20, Устава ДОУ направление и зачисление детей в
группы
компенсирующей направленности (нарушение речи) осуществляется по
заключению городской территориальной психолого — медико педагогической комиссии и
только с согласия родителей (законных представителей).
3.3. Группы компенсирующей направленности (нарушение речи) комплектуются с учетом
возраста (старшая группа и подготовительная к школе группа) и при тщательном подборе по
уровню речевого развития, при наличии нормального слуха, зрения и сохранных
предпосылках интеллектуального развития:
 в группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) принимаются дети с
5-ти летнего возраста сроком на 2-3 года обучения.
3.4. Периодичность проведения логопедических занятий:
для воспитанников с ТНР, имеющих заключение ТПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий).
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет:
 для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
 для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
для воспитанников с ТНР, имеющих заключение ТПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования - не более 12 человек.
3.7. Содержание коррекционно—образовательного процесса в группах компенсирующей
направленности (нарушение речи) регламентируется планом образовательной работы и
расписанием, принятым педагогическим советом и утвержденным заведующим Учреждения.
3.8. Воспитатели групп компенсирующей направленности (нарушение речи):

систематически совершенствуют артикуляционную, мелкую и общую моторику
детей;

закрепляют правильное произношение поставленных учителем - логопедом звуков;

формируют лексико - грамматические категории и связной речи;

развивают высшие психические функции в играх и упражнениях, тесно связанных с
речью (вниманием, памятью, словесно - логическое, пространственное восприятие).
Педагог — психолог:
 осуществляет психолого — педагогическое сопровождение учебно – воспитательного
и коррекционного процесса, направленное на сохранение психического,
соматического и социального благополучия воспитанников.
3

Музыкальный руководитель:
 развивает общие навыки, фонематический слух, мелкую и общую моторику.
Инструктор по физической культуре:
 развивает общую моторику, закрепляет правильное звукопроизношение,
физиологическое дыхание; способствует координации движений с речью.
4. Срок действия Положения.
4.1. Срок данного Положения не ограничен.
4.2. Данное Положение действует до принятия нового. Изменения и дополнения в
настоящее Положение вносятся с учетом изменения действующих законов РФ.

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».