РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на Педагогическом совете Протокол № 4 «26» мая 2022г. Заведующий МБДОУ д/с № 61 _______________ Калабина Н.А. Введено в действие по МБДОУ д/с № 61 приказом № 1 – ОД/ЛНА «01» июня 2022г. Положение об оказании логопедической помощи в группах компенсирующей направленности (нарушение речи) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Киселевского городского округа детского сада № 61 комбинированного вида (МБДОУ д/с № 61) 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи (далее – Положение) в группах компенсирующей направленности (нарушение речи) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Киселевского городского округа детского сада № 61 комбинированного вида (далее – Учреждение) регламентирует деятельность организации в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее - обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных). Положение разработано на основе Закона РФ «Об образовании», Распоряжения Минпросвещения России от 6 августа 2020 г. N Р-75 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», СанПиНа 2.3/2.4.3590-20, Устава ДОУ. 1.2. Задачами Учреждения по оказанию логопедической помощи являются: организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся; организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи; организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися. 2. Порядок оказания логопедической помощи в группах компенсирующей направленности (нарушение речи). 2.1. При оказании логопедической помощи ведется документация согласно локальным нормативным актом Учреждения. Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи. 2.2. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом Учреждения, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из количества обучающихся, имеющих заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ТПМПК) с рекомендациями об 1 обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6 - 12 указанных обучающихся. 2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.3. Положения. 2.5. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ТПМПК, ППк. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя Учреждения. 2.6. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ТПМПК, ППк. 2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы Учреждения. 2.8. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ТПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.9. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. 2.10. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, методическая, подготовительная, организационная и иная. 2.11. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников Учреждения, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся. 2 Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: постоянно действующей консультативной службы для родителей; индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников Учреждения; информационных стендов. 2.12. На должность воспитателя группы компенсирующей направленности (нарушение речи) назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование (факультет дошкольной педагогики) и (или) прошедшие подготовку на специальных коррекционных курсах и не имеющие дефектов речи. 3. Организация деятельности в группах компенсирующей направленности (нарушение речи). 3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов Учреждения. 3.2. В соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20, Устава ДОУ направление и зачисление детей в группы компенсирующей направленности (нарушение речи) осуществляется по заключению городской территориальной психолого — медико педагогической комиссии и только с согласия родителей (законных представителей). 3.3. Группы компенсирующей направленности (нарушение речи) комплектуются с учетом возраста (старшая группа и подготовительная к школе группа) и при тщательном подборе по уровню речевого развития, при наличии нормального слуха, зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития: в группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) принимаются дети с 5-ти летнего возраста сроком на 2-3 года обучения. 3.4. Периодичность проведения логопедических занятий: для воспитанников с ТНР, имеющих заключение ТПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий). 3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет: для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин; для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин. 3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий: для воспитанников с ТНР, имеющих заключение ТПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12 человек. 3.7. Содержание коррекционно—образовательного процесса в группах компенсирующей направленности (нарушение речи) регламентируется планом образовательной работы и расписанием, принятым педагогическим советом и утвержденным заведующим Учреждения. 3.8. Воспитатели групп компенсирующей направленности (нарушение речи): систематически совершенствуют артикуляционную, мелкую и общую моторику детей; закрепляют правильное произношение поставленных учителем - логопедом звуков; формируют лексико - грамматические категории и связной речи; развивают высшие психические функции в играх и упражнениях, тесно связанных с речью (вниманием, памятью, словесно - логическое, пространственное восприятие). Педагог — психолог: осуществляет психолого — педагогическое сопровождение учебно – воспитательного и коррекционного процесса, направленное на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. 3 Музыкальный руководитель: развивает общие навыки, фонематический слух, мелкую и общую моторику. Инструктор по физической культуре: развивает общую моторику, закрепляет правильное звукопроизношение, физиологическое дыхание; способствует координации движений с речью. 4. Срок действия Положения. 4.1. Срок данного Положения не ограничен. 4.2. Данное Положение действует до принятия нового. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся с учетом изменения действующих законов РФ. 4