УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ д/с № 61 _______________ Калабина Н.А. Введено в действие по МБДОУ д/с № 61 приказом № 13 – ОД/ЛНА «01» июня 2023 г. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения образовательных программ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Киселевского городского округа детского сада № 61 комбинированного вида 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о порядке разработки и утверждения образовательных программ (далее Положение) регулирует деятельность МБДОУ д/с № 61 (далее – ДОУ) в части разработки и утверждения образовательных программ в образовательном учреждении. 1.2. Настоящее Положение разработано на основе: • Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28, п.3, п.6); • Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; • Приказ Минпросвещения от 25.11.2023 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» 1.3. Настоящее Положение регулирует процесс разработки и утверждения образовательных программ образовательной организации определяет структуру, оформление, порядок и сроки их рассмотрения. 1.4. Образовательные программы разрабатываются педагогами и отражают методику реализации программ с учетом: • требований к уровню достижений воспитанников в результате освоения Программы; • максимального объема учебного материала для воспитанников; • объема часов непосредственно образовательной деятельности, определенного учебным планом образовательной организации; • индивидуальных особенностей и познавательных интересов воспитанников; • целей и задач образовательной программы ДОУ; • выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения. 1.5. Основная образовательная программа - нормативный документ, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе непосредственно образовательной деятельности, в котором определены наиболее оптимальные и эффективные для определенной возрастной группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с целью формирования интегративных качеств, соответствующих ФГОС. 2. Основные задачи 2.1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка путем сотрудничества педагогического коллектива и семьи. 2.2. Создание условий для выравнивания стартовых возможностей воспитанников при переходе на следующую возрастную ступень. Обеспечение обогащенного художественноэстетического, познавательного, речевого физического и социально-коммуникативного развития детей. 2.3. Воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных особенностей, проявление одаренности в музыкальной, изобразительной, спортивной деятельности. 3. Права образовательной организации 3.1. Образовательная организация разрабатывает и утверждает образовательные программы самостоятельно. 3.2. Образовательная организация обеспечивает реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки детей установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. 3.3. Педагог - составитель образовательной программы может самостоятельно: • расширять перечень дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной нагрузкой детей, и при условии соблюдения преемственности при переходе от одной возрастной группы к другой; • раскрывать содержание разделов, тем, опираясь на учебно-методические и методические издания из федерального перечня, которые он считает целесообразными; • устанавливать последовательность изучения учебного материала; • конкретизировать требования к уровню достижений промежуточных и итоговых результатов освоения программы; • включать материал регионального содержания в объеме выделенной на данный компонент образовательной области количества непосредственно образовательной деятельности; • выбирать, исходя из стоящих задач, технологии обучения и контроля уровня освоения программного материала. 4. Структура и содержание программы 4.1. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5. ФГОС ДО). В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений образовательной программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. 4.2. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. 4.3. Титульный лист - структурный элемент Программы, представляющий сведения о названии Программы, учреждении, её реализующем, отражающий сроки создания Программы. Титульный лист содержит следующие сведения: 4.3.1. наименование ДОУ (согласно Уставу); 4.3.2. гриф рассмотрения, согласования и утверждения образовательной программы; 4.3.3. год разработки образовательной программы. 4.4. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 4.4.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы. Пояснительная записка раскрывает: -цели и задачи реализации Программы; -принципы и подходы к формированию Программы; -значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе особенности развития детей дошкольного возраста; Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в целевом разделе раскрывает особенности развития детей дошкольного возраста по выбранному направлению и планируемые результаты образовательной программы по выбранному направлению 4.4.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел Программы включает обязательную часть, рабочую программу воспитания, программу коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе с особыми образовательными потребностями и часть, формируемая участниками образовательных отношений 4.4.2.1 Обязательная часть раскрывает: • Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях • Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик • Способы и направления поддержки детской инициативы • Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников • Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников • Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей 4.4.2.2. Рабочая программа воспитания состоит из целевого, содержательного и организационного раздела. Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества 4.4.2.3.Специальные условия для получения образования детьми с нарушением речи описываются в пункте программы коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе с особыми образовательными потребностями. 4.4.2.4. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: - специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; - сложившиеся традиции ДОУ. 4.4.3. Организационный раздел состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений. В обязательной части организационного раздела описывается: • материально-техническое обеспечение Программы, обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания • организация режима пребывания детей в образовательном учреждении, учебный план, календарный учебный график • особенности традиционных событий, праздников, мероприятий • особенности организация развивающей предметно - пространственной среды Организационный раздел с частью, формируемой участниками образовательных отношений вписывает методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. 4.5. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В краткой презентации Программы должны быть указаны: 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа ДОУ (в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей); 2) реализуемые образовательные программы, в том числе парциальные; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ДОУ. 4.6. Составляющей частью Программы является Приложение, включающее примерный список литературы для чтения детям, примерный музыкальный репертуар, примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений. 5. Разработка, согласование и утверждение образовательной программы 5.1. Программа разрабатывается и корректируется рабочей группой по разработке и корректированию основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования согласно утвержденному Плану деятельности Рабочей группы. 5.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры: - обсуждение и принятие Программы на заседании Педагогического совета, по итогам которого оформляется протокол; - утверждение Программы заведующим ДОУ. 5.3. Члены педагогического коллектива, не входящие в состав Рабочей группы, имеют право вносить предложения по разработке, изменениям и дополнениям в содержании Программы, вынося их на рассмотрение на заседаниях Рабочей группы и Педагогического совета. 6. Ответственность образовательной организации 6.1. Образовательная организация несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ дошкольного образования согласно учебному плану. 6.2. Педагог-составитель при разработке образовательной программы должен учитывать основные положения Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной образовательной программы дошкольного образования в части содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми пяти образовательных областей; определения результатов освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования. 7. Делопроизводство 7.1. Бумажные варианты всех утвержденных образовательных программ должны храниться в сброшюрованном виде у педагога (воспитателя, специалиста) (1экз.). 7.2. Электронный вариант (аналог) образовательной программы хранится в электронной базе данных на сервере ДОУ. 7.3. Администрация образовательной организации осуществляет систематический контроль: • за выполнением образовательных программ, их практической части; • за уровнем достижений детьми планируемых результатов по образовательным программам, анализируя статистические данные о результатах реализации программ педагогом в аналитических справках по реализации программы. 8. Срок действия Положения 8.1. Данное Положение действует с момента подписания и до принятия нового. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся с учетом изменения действующих законов РФ.