ДОУ 61_Ритмическая мозаика

Управление образования Киселевского городского
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Киселевского городского округа
детский сад №61 комбинированного вида

ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол № 4
«25» 05. 2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МБДОУ д/с №61
_____________Калабина Н.А.
Введена в действие приказом
№ 15 ОД/ЛНА по МБДОУ
«01» 06.2023 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности

«Ритмическая мозаика»
Стартовый уровень
Возраст обучающихся – 5-7 лет
Срок реализации – 2 года

Разработчик:
Фролова Юлия Евгеньевна,
воспитатель

Киселевский городской округ, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ………………………………………………………………
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………..
1.2. Цель и задачи программы ………………………………………….
1.3. Учебно-тематический план и содержание программы …………….
1.3.1. Учебно-тематический план и содержание программы первого
года обучения …………………………………………………………..
1.3.2. Учебно-тематический план и содержание программы второго
года обучения ……………………………………………………………
1.4. Планируемые результаты …………………………………………..

…3
…3
…7
…8
…8
…11
…15

РАЗДЕЛ
2.
КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ………………………………………
2.1. Календарный учебный график ……………………………………..
2.2. Условия реализации программы ………………………………..…
2.3. Формы контроля …………………………………………………….
2.4. Оценочные материалы ………………………………………………
2.5. Методические материалы ……………………………………………
2.6. Список литературы ……………………………………………..……

…17
…17
…17
…19
…19
…20
…20

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………
•
Приложение № 1. Контрольно-оценочные материалы ……………
•
Приложение № 2. Базовые понятия …………………………………

…23
…23
…31

2

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ритмическая мозаика» художественной направленности реализуется на
платной основе за счёт средств родителей (законных представителей)
учащихся.
Нормативно-правовое обеспечение программы. В настоящее время
содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного
образования закреплены в следующих нормативных документах:
 Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
 Изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в
образовательном процессе с 01.09.2020 г., наименования и определения
финансового обеспечения реализации образовательной программы,
определенные в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, с
14.07.2023г.;
 Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»,
определяющего одной из национальных целей развития Российской
Федерации предоставление возможности для самореализации и развития
талантов;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по ДООП»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный №
48226);
 Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг.
(Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642);
 Концепция развития дополнительного образования детей в РФ
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ» (включая разноуровневые программы);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 36483










20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ
Департамента образования и науки Кемеровской области «Об
утверждении
Правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740),
Распоряжение администрации Киселевского городского округа №191-р
от 22.04.19 «Об утверждении Положения о персонифицированном
дополнительном образовании в Киселевском городском округе и др.).
Муниципальное «Положение о разработке, структуре и порядке
утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы» (утв. УО 30.04.2023 г.);
Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения Киселевского городского округа детского сада № 61;
Положение МБДОУ д/с № 61 «О разработке, структуре и порядке
утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы».
Положение об организации деятельности по оказанию дополнительных
платных
образовательных
услуг
муниципального
бюджетного
дошкольного образовательного учреждения Киселевского городского
округа детского сада №61 комбинированного вида.
Предметные области программы: хореография.

Актуальность программы. Известно, что эффективность деятельности
детей во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живем во времена
бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребенок волейневолей становится заложником быстро развивающихся технических систем
(телевидение, компьютеры, сотовая связь) – все это приводит к недостатку
двигательной активности ребенка и отражается на состоянии здоровья
подрастающего поколения. Необходимость разработки данной программы
определяется социальным заказом детей и родителей города Киселёвска на
разработку программ дополнительного образования., создание благоприятных
условий для развития личности ребёнка и преодоление массовой гиподинамии
в детской среде.
Новизна программы. В данной программе интегрированы такие
направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое
движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников.
Отличительные особенности программы. Программа «Ритмическая
мозаика» имеет интегрированный характер содержания образования (сочетает в
себе воспитательный и образовательный компоненты), так как в процессе
занятий у детей развиваются физические способности, умение слушать ритм
мелодии и двигаться в соответствии с ритмом, умение действовать в команде,
дружеское общение. При этом целостный музыкальный образ передается
4

разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного
владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и
фантазии, более глубокого постижения содержания музыки.
Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим
произведениям композиторов-классиков (М.Мусоргского, П.Чайковского, Э.
Грига, К.Сен-Санса и др.), постепенно приобщает ребенка к миру прекрасного,
пропуская как бы "через себя" музыку, сложный мир чувств и образов,
обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и
содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном
уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ритмическая фантазия» - модифицированная. Программа разработана на
основе программы «Ритмическая фантазия», автор Буренина А.И. (г. СанктПетербург, 2017 г.).
Уровень освоения программы – стартовый.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей 5-7 лет.
У детей 5-6 лет совершенствуются двигательные умения и навыки.
Развивается культура движений и телесная рефлексия. Развиваются
психофизические качества: быстрота, сила, выносливость, гибкость.
Формируется умение осознанно и творчески выполнять движения. У детей
закрепляется умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры.
Они учатся бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учатся лазать по
гимнастической стенке, меняя темп. Учатся прыгать в длину, в высоту с
разбега, правильно разбегаться, правильно отталкиваться и приземляться в
зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную
скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учатся сочетать замах с
броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его
правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе. Всесторонне развивается
личность ребенка, формируются физические, умственные, нравственные,
эстетические, духовные качества.
У детей 6-7 лет формируется потребность в ежедневной двигательной
деятельности. Совершенствуется техника основных видов движений,
появляется естественность, легкость, точность, выразительность их
выполнения. Закрепляется умение соблюдать заданный темп при ходьбе и беге.
Дети учатся сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в
длину и высоту с разбега. Учатся перелазать с пролета на пролет
гимнастической стенки по диагонали. Учатся перестраиваться на месте и во
время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения
ритмично, в указанном темпе. Также у детей развиваются психофизические
качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Дети продолжают
упражняться в статистическом и динамическом равновесии, развивают
координацию движений и ориентировку в пространстве. Закрепляют навыки
спортивных упражнений. Учатся самостоятельно следить за состоянием
физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвуют в уходе за
5

ними. Продолжают учиться самостоятельно организовывать подвижные игры,
придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
Правильный учет возрастных психологических особенностей позволяет
выделить основную задачу в работе педагога: внимание к сенсорному
воспитанию, развитию музыкальности, танцевальной координации движений,
умение ориентироваться в пространстве, формирование и развитие
первоначальных танцевальных навыков и умений.
Наполняемость групп и особенности набора обучающихся. Количество
обучающихся в группе – до 15 человек. Состав группы одновозрастной. Для
зачисления в группу необходимо заявление родителя (законного представителя)
ребёнка и медицинская справка.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 2 года
обучения. Общий объём - 144 часа: первый год обучения – 72 часа, 2 год
обучения – 72 часа.
Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (возможно по
подгруппам). Продолжительность 1 занятия для обучающихся 5-6 лет – 25 мин.,
для обучающихся 6-7 лет – 30 мин. Перерыв между учебными занятиями групп
не менее 10 минут. В каникулярный период занятия по программе не
предусмотрены.
Форма обучения – очная. В условиях перехода на дистанционное обучение
программа может быть реализована с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса. Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в условиях
дошкольной образовательной организации.
Её содержание может варьироваться педагогом и подбираться с учётом
форм работы и индивидуальных особенностей (дарований) детей дошкольного
возраста (групповая, подгрупповая), их интересов и потребностей. Развитие
фантазии, креативности мышления достигается путем личностноориентированного подхода к обучению за счет разнообразия форм
деятельности.
Интеграция воспитательного и образовательного компонентов программы
способствует развитию инициативы, активности и способностей детей. В
процессе каждого занятия решаются воспитательные и образовательные задачи.
В условиях перехода на дистанционное обучение программа может быть
реализована с использованием дистанционных образовательных технологий. В
этом случае образовательный процесс организуется в форме видеозанятий, с
использованием VK Мессенджера. Видеозанятия могут отправляться учащимся
по электронной почте. При необходимости педагогом проводятся
индивидуальные консультации с учащимися с использованием VK
6

Мессенджера. Контроль выполнения заданий фиксируется посредством
фотоотчетов, видеоотчетов, размещаемых детьми и (или родителями) по итогам
занятия в группе VK Мессенджера или на электронную почту педагога (по
согласованию).
Педагогическая целесообразность. Программа представляет собой
логически выстроенную систему, направленную, с одной стороны, на
формирование хореографических знаний и умений, с другой стороны,
ориентированную на формирование основ здорового образа жизни и
социальную адаптацию дошкольников.

1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы: обучение дошкольников творческому исполнению
танцевальных движений и передаче образов через движения посредством
ритмики и танца.
Задачи программы:
Образовательные:
- прививать обучающимся основные навыки в умении слушать музыку и
передавать в движениях её образное содержание;
- обогащать знания обучающихся о здоровом образе жизни;
- обогащать двигательный опыт обучающихся разнообразными видами
движений.
Развивающие:
- развивать у обучающихся способности чувствовать настроение, характер
музыки, чувства ритма;
- развивать у обучающихся гибкость, пластичность, умения
ориентироваться в пространстве;
- расширять кругозор обучающихся;
- развивать у обучающихся творческое воображение, фантазию,
музыкальную память.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся такие качеств, как доброта, ответственность,
любознательность, упорство, отзывчивость, инициативность, сострадание,
сообразительность, дисциплинированность;
- воспитывать у обучающихся умение сопереживать другому;
- воспитывать у обучающихся умение вести себя в группе во время
движения;

7

1.3.

Учебно-тематический план и содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план и содержание программы
Первый год обучения
Задачи программы:
Образовательные:
- учить обучающихся правилам безопасности при занятиях физическими
упражнениями без предметов и с предметами;
- учить обучающихся правилам поведения в музыкальном зале;
- прививать обучающимся основные навыки в умении слушать музыку и
передавать в движениях её образное содержание;
- учить обучающихся различным видам танца;
- учить обучающихся передавать свойства предметов через пластические
движения;
- обогащать двигательный опыт обучающихся разнообразными видами
движений.
Развивающие:
- развивать у обучающихся способность понимать и различать
музыкальные размеры и ритмы;
- развивать умение обучающихся красиво и правильно исполнять
двигательные и гимнастические элементы;
- развивать способность обучающихся чувствовать настроение и характер
музыки;
- развивать умение обучающихся быстро и чётко реагировать на замечания
педагога;
- развивать у обучающихся умение ориентироваться в пространстве;
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся умение сопереживать другим;
- воспитывать у обучающихся умение вести себя в группе во время
движения;
- воспитывать доброжелательное взаимоотношение между детьми.
Учебно-тематический план
№ Название раздела
Количество часов
Форма
п/п
Всего Теория Практика контроля
Контрольные
Вводное занятие «Что такое 2
1
1
упражнения.
ритмика?»
Раздел 1. Танцевальная разминка, 20
3
17
ритмическая гимнастика.
Игровые
1.1. Партерная.
7
1
6
диагностическ
1.2. Танцевальные шаги.
7
1
6
ие задания.
1.3. Ритмическая разминка.
6
1
5

8

Раздел
2.
Танцевальные
движения.
2.1. В гостях у сказки
2.2. Упражнения на баланс тела.
2.3. Танцевальные композиции
Раздел
3.
Сюжетно-образные
танцы
3.1. Простые фигуры на полу.
3.2. Тренинг "Цвет и форма".
3.3. Тренинг "Превращение в
запах".
3.4. «Жираф».
3.5. «Говорю и танцую».
Итоговое занятие «Я! Ты! Он!
Она!»
ИТОГО:

18

3

15

6
6
6
30

1
1
1
5

5
5
5
25

6
6
6

1
1
1

5
5
5

6
6
2

1
1
1

5
5
1

72

13

59

Игровые
диагностическ
ие задания.

Концерт.

Контрольные
упражнения.

Содержание программы
Введение в программу «Что такое ритмика» (2 часа).
Теория. Краткое введение в курс. Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения в учреждении и на занятии.
Практика. Презентация «Волшебный мир танца». Ознакомление детей с
элементами танцевальных движений.
Форма контроля. Контрольные упражнения.
Раздел 1. Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика (20 часов).
1.1. Партерная (7 ч.).
Теория. Правила поведения в спортивном зале. Правила исполнения
движений.
Практика. Сокращение и вытягивание стоп по VI позиции одновременно
и поочерёдно – в положении «сидя»; круговые вращения стоп (одной, двумя) –
в положении «сидя»; раскрывание сокращённых стоп из VI позиции в I
позицию с возвращением в VI позицию – в положении «сидя»; раскрывание
вытянутых стоп из VI позиции в I позиции с возвращением в VI позицию – в
положении «сидя»; сокращение стоп по VI позиции раскрывание сокращённых
стоп в I позиции - вытягивание стоп по I позиции с возвращением в VI позиции,
и в обратном направлении – в положении «сидя».
1.2. Танцевальные шаги (7 ч.).
Теория. Правила выполнения разных видов шагов.
Практика. Презентация «Разновидности движения виды шагов, виды
ходьбы, рисунок танца». Танцевальные шаги и прыжки по диагонали, по кругу
(подскоки, галоп, прыжки на двух ногах, русский бег, шаги польки и т. д.)
прыжок «соте», «приставные шаги», «шаг подскок», «шаг галоп».
9

Ритмическая разминка (6ч.).
Теория. Первоначальные понятия о композиции танца. Парные
композиции. Положение корпуса: лицом друг к другу, лицом по линии танца,
лицом против линии танца, в повороте парой. Положение рук: крест- накрест,
«воротца», «под руки», и др. Ведущая роль партнера. Образные танцы.
Массовые танцы. Понятие об ансамбле как согласованном действии
исполнителей.
Практика. Занятие-игра «Фантастические превращения». Танцевальный
марафон: «Снежинки», «Озорные игрушки», «Лес». Постановка корпуса, ног
(на середине зала) в полувыворотных позициях. Упражнения на середине зала:
Demi Plie по 1 и 2 позиции ног, Releve по 1 и 2 позиции ног. Постановка кисти.
Положение рук: 1, 2 и 3 позиции рук. Наклоны корпуса в сторону (лицом к
станку). Растяжка на полу. Трамплинные прыжки.
Форма контроля. Игровые диагностические задания.
1.3.

Раздел 2. Танцевальные движения (18 ч.).
2.1. В гостях у сказки (6ч.).
Теория. Регуляция мышечного аппарата. Сочетание плавности или
динамичности исполнения.
Практика. Занятие-игра «Как ходят животные» (крокодил, черепаха, паук,
змея, слон и т.д.).
2.2. Упражнения на баланс тела. (6ч.).
Теория. Физические действия, направленные на достижение состояния
равновесия. Инструктаж по выполнению техники ходьбы.
Практика. Упражнение, стоя на одной ноге. Упражнение, стоя на одной
ноге, вращая кистями рук. Упражнение, стоя на одной ноге с закрытыми
глазами. Упражнение, стоя на руке и ноге и т. д.
2.3. Танцевальные композиции (6ч.).
Теория. Первоначальные понятия о танце. Образные танцы. Массовые
танцы. Понятие о синхронности, как согласованном действии исполнителей.
Практика. Занятие-игра «Фантастические превращения». Танец "Куклы",
"Вальс", "Попугаи".
Форма контроля. Игровые диагностические задания.
Раздел 3. Сюжетно-образные танцы (30ч.).
3.1. Простые фигуры на полу (6ч.).
Теория. Особенности исполнения простых фигур танца (круг, колонна,
квадрат, каре, диагональ).
Практика. Упражнения-тренинги на прохождение простыми движениями
всех фигур самостоятельно по одному.
3.2. Тренинг "Цвет и форма" (6ч.).
Теория. Признаки предмета. Критерии выделения признака. Приёмы
передачи ощущений и эмоций от двух признаков предмета одновременно.
Практика. Упражнение на эмоционально-пластическое отображение цвета
и формы.
10

3.3. Тренинг «Превращение в запах» (6ч.).
Теория. Пластическая и эмоциональная экспрессивность. Различные
оттенки и степени эмоциональной жизни.
Практика. Упражнение на эмоционально-пластическое отображение
запахов «Память на запахи»: обучающиеся вспоминают запах клубники,
горохового супа, розы и пластически отображают его.
3.4. «Жираф» (6ч.).
Теория. Пластическая и эмоциональная экспрессивность. Различные
оттенки и степени эмоциональной жизни.
Практика. Музыкально-подвижные игры. Игры на определение динамики
музыкального произведения. Подвижные игры, с мячом, с погремушками, с
музыкальными инструментами. Игры-превращения, подражания, образные
сравнения.
3.5. «Говорю и танцую» (6ч.).
Теория. Образные танцы. Массовые танцы. Понятие о синхронности, как
согласованном действии исполнителей. Приёмы передачи разных оттенков
настроения: радость, гордость, обида, страх и др.
Практика. Разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие
настроение музыки, понятный детям музыкально-игровой образ: принцесса,
робот, усталая старушка и т.д. Упражнение на передачу разных оттенков
настроения «Настроение».
Форма контроля. Концерт.
Итоговое занятие «Я! Ты! Он! Она!» (2 ч.).
Теория. Итоги первого года обучения.
Практика. Разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие
настроение музыки.
Форма контроля. Контрольные упражнения.

1.3.2. Учебно-тематический план и содержание программы
Второй год обучения
Задачи программы:
Образовательные:
- учить обучающихся исходным положениям и стойкам в ритмике;
- учить обучающихся передавать характер музыкального произведения в
движении;
- учить обучающихся исполнять фигуры русского танца;
- учить обучающихся импровизировать на любую тему под различное
музыкальное сопровождение;
- учить обучающихся понимать и различать музыкальные размеры и
ритмы;
- учить обучающихся контролю смены мышечных ощущений в процессе
напряжения и расслабления мышц;
11

- учить обучающихся определять и использовать основные рисунки,
направления в движении;
- учить обучающихся без подсказки выполняет все заученные движения и
танцевальные комбинации;
- учить обучающихся красиво, выразительно и ритмично двигаться в
различных танцевальных темпах, передавать хлопками и притопами
простейший ритмический рисунок и выражать характер танцевального
персонажа под музыку (веселый, грустный, лирический, героический и
др.).
Развивающие:
- развивать у обучающихся гибкость и пластичность;
- развивать у обучающихся творческое воображение и фантазию;
- развивать у обучающихся навык по различным видам передвижений по
залу;
- развивать у обучающихся музыкальную память.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся такие качества, как внимание,
целеустремлённость, собранность, работоспособность, коллективизм;
- воспитывать у обучающихся умение сопереживать другим;
- воспитывать эмоциональный отклик к прекрасному;
Учебно-тематический план
№ Название раздела
Количество часов
Форма
п/п
Всего Теория Практика диагностик
Контрольные
Вводное занятие «Ритмика и 2
1
1
упражнения.
танцы»
Раздел 1. Танцевальная разминка,
23
3
20
ритмическая гимнастика.
Игровые
1.1. Расслабление и напряжение.
7
1
6
диагностичес
кие задания.
1.2. Танцевальные шаги.
8
1
7
1.3. Танцевальные композиции
8
1
7
Раздел 2. Танцевальные движения.
17
3
14
Игровые
2.1. В гостях у сказки
6
1
5
диагностичес
2.2. Упражнения на баланс тела.
6
1
5
кие задания.
2.3. Танцевальные композиции
5
1
4
Раздел 3. Сюжетно-образные танцы 28
5
23
3.1. Музыкальные игры.
5
1
4
3.2. Тренинг "Разноцветная игра"
5
1
4
Концерт.
3.3. Образно-игровые упражнения.
8
1
7
3.4 «Игропластика»
5
1
4
3.5 «Музыкальная шкатулка»
5
1
4
Контрольные
Итоговое занятие
2
1
1
упражнения.
«Говорю и танцую»
Итого: 72
13
59
12

Содержание программы
Вводное занятие «Ритмика и танцы» (2ч.).
Теория. Инструктаж по технике безопасности в танцевальном классе.
Введение в программу.
Практика. Первичная диагностика. Повторение основных танцевальных
движений.
Форма контроля. Контрольные упражнения.
Раздел 1. Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика (23 ч.).
1.1. Расслабление и напряжение (7 ч.).
Теория. Расслабление и напряжение: правильное выполнение.
Практика. Инструктаж по напряжению и расслаблению отдельных
частей тела. Упражнение выполняется лежа. Напряжение и расслабление
отдельных частей тела (левая рука, правая ягодица, лоб и т. д.).
1.2. Танцевальные шаги (8ч.).
Теория. Ритмичность движения. Виды шагов. Виды ходьбы. Рисунок
танца.
Практика. Повторение танцевальных шагов и прыжков с усложнением
по диагонали, по кругу (подскоки, галоп, прыжки на двух ногах, русский бег,
шаги польки).
1.3. Танцевальные композиции (8 ч.).
Теория. Первоначальные понятия о композиции танца. Парные
композиции. Положение корпуса: лицом друг к другу, лицом по линии танца,
лицом против линии танца, в повороте парой. Положение рук: крест- накрест,
«воротца», «под руки», и др. Ведущая роль партнера. Образные танцы.
Массовые танцы. Понятие об ансамбле как согласованном действии
исполнителей.
Практика. Занятие-игра «Фантастические превращения». Танцевальный
марафон: «Снежинки», «Озорные игрушки», «Лес». Постановка корпуса, ног
(на середине зала) в полувыворотных позициях. Упражнения на середине зала:
Demi Plie по 1 и 2 позиции ног, Releve по 1 и 2 позиции ног. Постановка кисти.
Положение рук: 1, 2 и 3 позиции рук. Наклоны корпуса в сторону (лицом к
станку). Растяжка на полу. Трамплинные прыжки.
Форма контроля. Игровые диагностические задания.
Раздел № 2. Танцевальные движения (17 ч.).
2.1. В гостях у сказки (6 ч).
Теория. Регуляция мышечного аппарата. Сочетание плавности или
динамичности исполнения, представить себя в образе.
Практика. Имитация движений (крокодил, черепаха, паук, змея, слон и
т.д.).
2.2. Упражнения на баланс тела (6 ч.).
Теория. Физические действия, направленные на достижение состояния
равновесия.
13

Практика. Упражнения, стоя на одной ноге. Упражнение, стоя на одной
ноге, вращая кистями рук. Упражнение, стоя на одной ноге с закрытыми
глазами. Упражнение, стоя на руке и ноге. Упражнения «Ласточка» (с
усложнением), «Свечка», «Оловянный солдатик». Игра «Дуб, береза, ель».
2.3. Танцевальные композиции (5 ч.).
Теория. Первоначальные понятия о танце. Образные танцы. Массовые
танцы. Понятие о синхронности, как согласованном действии исполнителей.
Практика. Занятие-игра «Фантастические превращения», "Куклы",
"Вальс", "Попугаи", «Зверята», «Русские березы».
Форма контроля. Игровые диагностические задания.
Раздел № 3. Сюжетно-образные танцы (28 ч.).
3.1. Музыкальные игры (5 ч.).
Теория. Понятие о музыкальном вступлении и исходном положении
танцующего. Начало исполнения движения после вступления. Первоначальные
понятия о трех музыкальных жанрах: марш-танец-песня.
Практика. Музыкально-дидактическая игра «Настроение музыки».
Танцевальные композиции: «Финская полька», «Вдохновение», «Петрушки»,
«Хвастунишка», « Мы маленькие звёзды», «Паровозная история». Игры на
определение динамики музыкального произведения: «Карлики и великаны»,
«Воробьи и журавли» и др.
3.2. Тренинг "Разноцветная игра" (5ч.).
Теория. Признаки предмета. Критерии выделения признака. Передача
ощущений и эмоций от трех признаков предмета одновременно.
Практика. Упражнение на эмоционально-пластическое отображение
признаков предмета (цвет, форма, запах, свойства и др.)
3.3. Образно-игровые упражнения (8 ч.).
Теория. Пластическая и эмоциональная экспрессивность, владение
различными оттенками и степенями эмоциональной жизни.
Практика. Ходьба: бодрая, спокойная, на носках, на пятках, вперед и
назад спиной, высокий шаг в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках.
Бег: легкий, широкий (волк), острый. Прыжковые движения с продвижением
вперед, прямой галоп, подскоки. Отображение различных образов через
пластические движения.
3.4. «Игропластика» (5ч.).
Теория. Понятие о пластике. Правила выполнения движений.
Практика. Группировка в положении лежа и сидя. Перекаты впередназад. Растяжка ног. Упражнения для развития мышечной силы и гибкости в
образных и игровых двигательных действиях. Игровые упражнения:
«Камушки», «Кочки», «Улитка», «Побежали пальчики», «Яблочко».
3.5. «Музыкальная шкатулка» (5ч.).
Теория. Песенность, танцевальность и маршевость в музыке.
Практика. Танцы: «Парная пляска», карельская народная мелодия
«Каблучки», русская народная мелодия «Танец с колосьями», «Круговой
галоп», венгерская народная мелодия «Пружинка», «Танец снежинок», «Танец
петрушек», «Яблочко», «Веселые матрешки».
14

Форма контроля. Концерт.
Итоговое занятие «Говорю и танцую».(2ч)
Теория: Итоги второго года обучения.
Практика. Музыкально-ритмическая игра «Говорю и танцую».
Форма контроля. Контрольные упражнения.

1.4.

Планируемые результаты

По окончании обучения обучающийся:
Предметные результаты (первый год обучения):
обучающийся знает:
- правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без
предметов и с предметами;
- правила поведения в музыкальном зале;
- различные виды танца;
- разнообразные виды движений;
обучающийся умеет:
- слушать музыку и передавать в движениях её образное содержание;
- понимать и различать музыкальные размеры и ритмы;
- красиво и правильно исполнять двигательные и гимнастические
элементы;
- чувствовать настроение и характер музыки;
- быстро и чётко реагировать на замечания педагога;
- вести себя в группе во время движения;
- ориентироваться в пространстве;
- передавать свойства предметов через пластические движения;
- сопереживать другим.
Предметные результаты (второй год обучения):
обучающийся знает:
- название инвентаря и применение;
- исходные положения, стойки;
обучающийся умеет:
- передавать характер музыкального произведения в движении;
- исполнять фигуры русского танца;
- импровизировать на любую тему под различное музыкальное
сопровождение;
- сопереживать другим;
- понимать и различать музыкальные размеры и ритмы;
- определять и использовать основные рисунки, направления в движении;
- красиво и правильно исполнять двигательные и гимнастические
элементы;
15

- без подсказки выполняет все заученные движения и танцевальные
комбинации;
- красиво, выразительно и ритмично двигаться в различных танцевальных
темпах, передавать хлопками и притопами простейший ритмический
рисунок и выражать характер танцевального персонажа под музыку
(веселый, грустный, лирический, героический и др.);
обучающийся владеет навыками:
- контроля смены мышечных ощущений в процессе напряжения и
расслабления мышц;
- осознанного восприятия музыки, ее темпа, характера;
- выполнения различных перестроений в пространстве по сигналу
взрослого.
В результате обучения по программе обучающиеся приобретут такие
личностные качества как:
 уверенность в себе;
 уважение к другим и дружелюбие;
 альтруистичность;
 оптимистичность;
 любознательность;
 терпение;
 сообразительность;
 любовь к прекрасному;
 целеустремленность.
В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы
такие метапредметные компетенции как:
- расширение кругозора;
- знание о здоровом образе жизни.

16

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
обучен
ия

Объем
учебн
ых
часов

Всего
Режим
учебны работы
х
недель

1 год
обучени
я

72 ч.

36

2 год
обучени
я

72 ч.

36

2 раза в
неделю
по 1
часу
2 раза в
неделю
по 1
часу

Кол-во
учебны
х дней
72 дня

72 дня

Даты начала и Продолжите
окончания
льность
учебных
каникул
периодов/
этапов
01 сентября –
27 декабря
31 мая
– 09 января.
01 сентября –
31 мая.

27 декабря
– 09 января.

2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение. Методы и приемы обучения:
1. словесные: рассказ педагога, вопросы, пояснение, объяснение;
2. игровые: игровое упражнение, подвижная игра, выполнение
воспитателем игровых действий, введение элементов соревнования, создание
игровой ситуации;
3. практические: упражнение.
Формы организации учебного занятия: традиционное занятие, занятия –
тренировки, занятия – соревнования, занятия – тесты, игровые занятия.
Педагогические
технологии:
здоровьесберегающие
технологии,
информационно-коммуникационные технологии, игровая технология.
Основные направления воспитательной работы в рамках реализации
данной программы, которые соответствуют направлениям работы Программы
воспитания МБДОУ д/с № 61 (https://kiselevsk61.tvoysadik.ru/org-info/educationimplemented-program?id=12 ):
1. Социальное направление воспитания (ценности человека, дружбы,
сотрудничества);
2. Физическое и оздоровительное направления воспитания (ценность
здоровья);
3. Этико-эстетическое направление воспитания (ценности культуры и
красоты).
Алгоритм учебного занятия. Каждое занятие по программе содержит
вводную, основную и заключительные части.
Вводная часть включает задания на умеренную моторную двигательную
активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки
17

разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего
времени занятия.
Основная часть включает задания с большой двигательной активностью,
разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
Заключительная часть включает музыкальные игры, творческие задания,
комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По
длительности – 2-3 минуты.
Материально – техническое обеспечение.
Место проведения занятий: музыкальный зал с зеркальной стенкой.
Реквизит: необходимы различные атрибуты для танцев и ритмических
композиций (в основном на каждого ребенка по 2 шт.), а именно:
№
Наименование
количество
п/п
(шт.)
1
Ленточки короткие и длинные – на палочках
30
2
Шарфики газовые разных цветов
30
3
Султанчики разных цветов
30
4
Платочки танцевальные разных цветов
30
5
Цветы искусственные (разные)
30
6
Листья осенние разные
30
7
Веточки с зелеными листьями
30
Колокольчики и бубенцы
8
30
Деревянные ложки
9
30
10 Куклы для танцев
15
11 Крупные игрушки или надувные модули
15
12 Костюмы танцевальные
15
13 Шапочки: маски животных, сказочных персонажей
15
Технические средства:
СD-проигрыватель
1
1
Усилительные колонки
2
1
Ноутбук
3
1
Фонограммы: театральные шумы, русская народная
4
85
плясовая музыка, музыка народов мира, танцевальная
музыка из классических балетов, современная детская
музыка, детские песни и др.
Наглядный
материал:
традиционные
портреты
5
123
композиторов, иллюстрации к слушанию музыки –
пейзажи в разные времена года, жанровые сценки и
другие картинки и карточки.
Информационное обеспечение: мультимедийные презентации по темам
занятий.

18

Кадровое обеспечение. Кадровое обеспечение разработки и реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
осуществляется педагогом дополнительного образования, что закрепляется
Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых (Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н).
2.3. Формы контроля
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Результатом реализации программы является определяемый уровень
сформированности навыков художественной выразительности в танце.
Диагностика и контроль результатов обучения осуществляется в
несколько этапов:
 вводный контроль проводится с целью выявления образовательного
уровня учащихся на начало обучения и способствует подбору
эффективных форм и методов деятельности обучающихся;
 промежуточный контроль проводится в конце первого полугодия с
целью отслеживания уровня освоения программного материала;
 тематический
контроль
позволяет
определить
степень
сформированности знаний, умений и навыков по темам программы, это
дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и оказывать
учащимся помощь в усвоении содержания материала;
 итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Подведение итогов реализации программы проводится в форме контрольного
занятия.
2.4. Оценочные материалы
Этапы
диагностики
вводный

Форма диагностики
1 год обучения
2 год обучения
Контрольные упражнения.
Контрольные упражнения.
Приложение 2.
Приложение 2.
диагностические Игровые диагностические
промежуточный Игровые
задания.
задания.
Приложение 2.
Приложение 2.
Концерт.
тематический Концерт.
Контрольные упражнения.
Контрольные упражнения.
итоговый
Приложение 2.
Приложение 2.
Формы и методы оценивания результатов: педагогическое наблюдение,
создание ситуаций проявления качеств, умений.
Формы фиксации результатов: протокол.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
19

2.5. Методические материалы
Дидактические материалы:
1. Репродукции, фотоматериалы.
2. Игровые комплекты «Классический танец», «Народно-сценические
движения».
3. Лото «Танцевальный марафон».
4. Коллекция репродукций «Танцы народов мира».
2. Дидактические карточки для проведения викторины и других игр для
дошкольников.
Наглядные материалы:
 презентация «Танцевальные шаги»;
 презентация «Партерная гимнастика»;
 презентация «Разминка на полу»;
 презентация «Разминка у станка»;
 презентация «Прыжки».
Методические материалы, разработанные педагогом:
 дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
 календарное и учебное планирование занятий по программе;
 дидактические материалы (таблицы, презентации, наглядные пособия
демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий);
 разработки занятий в рамках программы;
 комплекс физкультминуток.
2.6. Список литературы
Для педагога:
1. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в
детском саду: занятия, игры, упражнения. Методическое пособие. - Волгоград:
Учитель, 2019. – 204 с.
2. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. - Москва: Юрайт, 2020. – 219 с.
3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СанктПетербург: ЛОИРО, 2018. – 220 с.
4. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров. Москва: Юрайт, 2019. - 510 c.
5. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного
возраста, 2017. – 180с.
6. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами
методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. - Санкт-Петербург:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. - 464 с.
7. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. - Москва: Юрайт, 2020.
- 426 с.
20

8. Горшкова, Е. А. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и
танцевальных движений для детей 5-7- лет: пособие для музыкальных
руководителей ДОУ. – Москва: Гном и Д, 2018.-234с.
9. Зарецкая Н. В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста:
пособие для практических работников ДОУ.– Москва: Айрис-пресс, 2018. – 186
с.
10. Каплунова И. М. Топ-топ, каблучок. Часть 2-я: пособие для
музыкальных руководителей ДОУ. – Санкт-Петербург: Композитор, 2018.-224с.
11. Каплунова И.М. Топ-топ, каблучок. Часть 1-я: пособие для
музыкальных руководителей ДОУ. – Санкт-Петербург: Композитор, 2017. – 214
с.
12. Каплунова, И. М. Потанцуй со мной, дружок! - Санкт-Петербург:
Невская нота, 2019. – 156 с.
13. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей
дошкольного и младшего школьного возраста. Учебно-методическое пособие
(Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального
руководителя и педагога музыки). - Москва: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС»,
2019. – 112с.
14. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. Москва: ЛИНКА - ПРЕСС, 2019. – 272с.
15. Фирилева, Ж. Е. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для
детей: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных
учреждений. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2017. – 352 с.
16. Фирилева, Ж. Е. ФИТНЕС – ДАНС лечебно – профилактический
танец: учебно – методическое пособие. – Санкт-Петербург: Детство–пресс,
2019. - 375с.
17. Фольклор–музыка – театр: программы и конспекты занятий для
педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками:
программно-методическое пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – Москва:
Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 219с.
- для родителей и обучающихся:
1. Суворова Т.И. Танцуй, малыш! –
палитра, 2019. – 44с.
2. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика
Музыкальная палитра, 2019. – 46 с.
3. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика
Музыкальная палитра, 2019. – 44 с.
4. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика
Музыкальная палитра, 2019. – 43 с.
5. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика
Музыкальная палитра, 2019. – 44 с.

Санкт-Петербург: Музыкальная
для детей 1. – Санкт-Петербург:
для детей 2. – Санкт-Петербург:
для детей 3. – Санкт-Петербург:
для детей 4. – Санкт-Петербург:

Интернет-ресурсы:
1.
Ритмика // belcanto.ru URL: https://www.belcanto.ru/ritmika.html (дата
обращения: 06.04.2023).
21

2.
Ритмика
для
дошкольников
//
conseducenter.ru
URL:
https://conseducenter.ru/index.php/materialy2/323-daybannyrova (дата обращения:
20.04.2023).
3. Танцевально-ритмическая гимнастика для дошкольников // raguda.ru
URL:
http://raguda.ru/ns/ritmika-dlja-doshkolnikov.html
(дата
обращения:
05.03.2023).
4. Ритмика для детей // Приоритет URL: https://prioritet1.com/blog/ritmikadlya-detej (дата обращения: 07.04.2023).

22

Приложение 1
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний и умений учащихся перед
началом образовательного процесса по программе.
Форма проведения: контрольные упражнения
Содержание: обучающиеся подгруппой выполняют задания.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Параметры оценки: выполнение задания.
Критерии определения результата:
1. Уровень качества музыкально-ритмических движений.
Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает
свои; движения выразительны.
Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за
другими, движения соответствуют характеру музыки;
Низкий уровень – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют
музыке;
2. Уровень развития танцевально-ритмических навыков.
Высокий уровень. Прочно владеют всеми техническими навыками и
приемами. Проявляют творческое отношение к исполнению танцев, хороводов,
игр и упражнений.
Средний уровень. Движения выполняются довольно точно и выразительно, но
нет творческой активности в создании музыкально-двигательных образов.
Низкий уровень. Не умеют технически точно, легко и выразительно
выполнить гимнастические и имитационные движения.
3. Уровень ритмического слуха.
Высокий уровень – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок.
Средний уровень – допускает 2-3 ошибки;
Низкий уровень – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
4. Уровень артистичности и творчества в танце.
Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки,
эмоциональное выполнение движений.
Средний уровень движения соответствуют характеру музыки, но
недостаточная эмоциональность при выполнении движений;

Низкий уровень – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при
движении.
Задания:
1. Выявление качества музыкально-ритмических движений:
Обучающиеся 5-6 лет – выполнить движения небольшой группой
(поскоки, шаг с притопом, кружение парами).
Обучающиеся 6-7 лет – выполнить небольшой группой движения танца
(выразительно, ритмично) – шаг польки, кружение на месте на поскоках.
2. Развития танцевально-ритмических навыков:
Обучающиеся 5-6 лет - пройти под ритмичную музыку (по выбору
педагога) координируя при этом движения рук ног и головы.
Обучающиеся 6-7 лет – Пройти под музыку меняя движение со сменой
характера музыкального произведения (от шага к бегу, от бега к подскоку).
Умение ориентироваться в пространстве сценической площадки, соблюдать
интервалы.
3. Выявление уровня ритмического слуха:
Обучающиеся 5-6 лет – прослушать ритмический рисунок из четвертных
и восьмых длительностей и воспроизвести хлопками (четырёхтактное
построение).
Обучающиеся 6-7 лет – послушать мелодию (четырёхтактное построение)
и отхлопать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей.
4. Выявление артистичности и творчества в танце:
Обучающиеся 5-6 лет – передать в движении образ кошки (“вся
мохнатенька”).
Обучающиеся 6-7 лет – исполнить музыкально-игровой образ в развитии.
Игра “Кот и мыши” (действовать выразительно и согласованно с музыкой).
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка качества усвоения учащимися содержания дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в середине учебного года.
Форма проведения: Игровые диагностические задания.
Содержание: 1 год обучения - выполнение несюжетных этюдов;
2 год обучения – выполнение сюжетных этюдов.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Задания для промежуточного контроля: 1 год обучения - выполнение
несюжетных этюдов;
2 год обучения – выполнение сюжетных этюдов.
24

Параметры оценки: выполнение этюдов.
Критерии определения результата:
Высокий уровень – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену
движений, движения соответствуют характеру музыки.
Средний уровень – производит смену движений с запаздыванием (по показу
других детей), движения соответствуют характеру музыки;
Низкий уровень – смену движений производит с запаздыванием, движения не
соответствуют характеру музыки;
Задания для выявления особенностей воспроизведения детьми 5-7 лет
музыкальных образов в движении.
1 год обучения. Несюжетные этюды
Детям предлагается послушать музыку, определить, сколько частей в
произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой
части, дети определяют, какие движения можно исполнить под эту музыку, и
самостоятельно выполняют их.
Пример: «Тема с вариациями», музыка Т. Ломовой (задание на различение
характера музыки и формы музыкального произведения). Двигательная основа
этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.
2 год обучения. Сюжетные этюды
Вначале следует образный рассказ, раскрывающий сюжет этюда. Затем
исполняется музыка. Дети сами должны найти соответствующие движения,
помогающие эмоционально передать игровой образ сюжета. Такие этюды
могут быть выполнены небольшой группой детей или индивидуально.
Пример: «Подружки», музыка Т. Ломовой. Сюжет: пошли подружки в
поле погулять, а там цветов красивых видимо-невидимо. Как зеленый ковер,
трава расстилается, под теплым ветерком цветы головками кивают. Стали
девочки цветы собирать — красный мак, белую ромашку, синие васильки,
лиловые колокольчики, розовую кашку. Нарвали большие букеты и начали
плести венки. Надели венки на голову — собой любуются. Притопнули
каблучком и заплясали. Довольные прогулкой, пошли девочки обратно домой.
Музыка представляет собой 3-х частную форму, предполагающую действия: 1
часть — прогулка, сбор цветов, плетение венков, 2 часть — веселый перепляс и
3 часть — ходьба.
В процессе анализа результатов особое внимание обращается на
следующие моменты:
 интерес ребенка к заданию;
 готовность свободно включиться в танцевальную импровизацию;
 понимание и переживание музыкального образа в исполняемом этюде,
адекватность его передачи в движении;
 владение танцевальными умениями;
 нестереотипность танцевальной импровизации.

25

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка качества усвоения учащимися содержания дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы по разделу 3 «Сюжетнообразные танцы».
Форма проведения: концерт.
Содержание: исполнение танца.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Задания для тематического контроля:
1. Исполнить танец.
2. Ориентироваться в пространстве зала.
Параметры оценки: исполнение танца.
Критерии определения результата:
Высокий уровень: Самостоятельное исполнение.
Средний уровень: С помощью педагога.
Низкий уровень: Не справляется с заданием.
Задания: Исполнить танец перед зрителями (родителями ( законными
представителями), другими обучающимися).
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка качества знаний и умений за весь период обучения.
Форма проведения: контрольные упражнения
Содержание: обучающиеся подгруппой выполняют задания.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Параметры оценки: выполнение задания.
Критерии определения результата:
1.Уровень качества музыкально-ритмических движений.
Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает
свои; движения выразительны.
Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за
другими, движения соответствуют характеру музыки;
Низкий уровень – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют
музыке;
26

2.Уровень развития танцевально-ритмических навыков.
Высокий уровень. Прочно владеют всеми техническими навыками и
приемами. Проявляют творческое отношение к исполнению танцев, хороводов,
игр и упражнений.
Средний уровень. Движения выполняются довольно точно и выразительно, но
нет творческой активности в создании музыкально-двигательных образов.
Низкий уровень. Не умеют технически точно, легко и выразительно
выполнить гимнастические и имитационные движения.
3.Уровень ритмического слуха.
Высокий уровень – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок.
Средний уровень – допускает 2-3 ошибки;
Низкий уровень – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
4.Уровень артистичности и творчества в танце.
Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки,
эмоциональное выполнение движений.
Средний уровень движения соответствуют характеру музыки, но
недостаточная эмоциональность при выполнении движений;
Низкий уровень – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при
движении.
Задания:
1. Выявление качества музыкально-ритмических движений:
Обучающиеся 5-6 лет – выполнить движения небольшой группой
(поскоки, шаг с притопом, кружение парами).
Обучающиеся 6-7 лет – выполнить небольшой группой движения танца
(выразительно, ритмично) – шаг польки, кружение на месте на поскоках.
5. Развития танцевально-ритмических навыков:
Обучающиеся 5-6 лет - пройти под ритмичную музыку (по выбору
педагога) координируя при этом движения рук ног и головы.
Обучающиеся 6-7 лет – Пройти под музыку меняя движение со сменой
характера музыкального произведения (от шага к бегу, от бега к подскоку).
Умение ориентироваться в пространстве сценической площадки, соблюдать
интервалы.
6. Выявление уровня ритмического слуха:
Обучающиеся 5-6 лет – прослушать ритмический рисунок из четвертных
и восьмых длительностей и воспроизвести хлопками (четырёхтактное
построение).
Обучающиеся 6-7 лет – послушать мелодию (четырёхтактное построение)
и отхлопать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей.
7. Выявление артистичности и творчества в танце:
Обучающиеся 5-6 лет – передать в движении образ кошки (“вся
мохнатенька”).
Обучающиеся 6-7 лет – исполнить музыкально-игровой образ в развитии.
Игра “Кот и мыши” (действовать выразительно и согласованно с музыкой).
27

Анализ обследования фиксируется в схеме.
Группа №______
Ф.И.
Уровень
ребенка
качества
музыкальноритмических
движений
Н.г.
К.г.

Уровень
развития
танцевальноритмических
навыков
Н.г.
К.г.

Уровень
ритмического
слуха

Уровень
артистичности
и творчества в
танце.

Н.г.

Н.г.

К.г.

К.г.

Н.г. – начало года
К.г. – конец года
ДИАГНОСТИКА
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА
Цель: диагностика личностного развития детей с помощью методики
диагностики сформированности личностных качеств дошкольника "Ориентир".
Форма проведения: наблюдение
Содержание: наблюдение за обучающимися во время проведения занятий.
Форма оценки: баллы.
Параметры оценки: заполнение таблицы по критериям.
Критерии определения результата:
№ Характеристика поведения
Легко и уверенно отвечает на вопросы
педагога в процессе
непосредственно
1
образовательной деятельности,
высказывает
свое мнение
в
повседневном общении
2
Проявляет уважение к интересам других
детей
3
Оказывает помощь другим детям
(предлагает сам)
4
Имеет хорошее настроение
5
Задает вопросы

Всегда Часто

Иногда Никогда

3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов

28

6

Умеет дождаться своей очереди в процессе
непосредственно образовательной
деятельности, общения, игры

7

8

Находит решение (выход) в
затруднительных ситуациях (не теряется,
проявляет находчивость)
Замечает красоту в окружающем

9

Знает, что хочет

10
11
12
13
14

Уверенная осанка и жестикуляция
Радуется успехам других детей
Может поделиться игрушкой
Хвалит других детей
Проявляет заинтересованность
в
выполнении заданий
Может подождать, когда отказывают в
выполнении его просьбы
Импровизирует
Создает прекрасное (поделки, рисунки,
танцует, поет, играет на музыкальных
инструментах и т. п.)
Добивается поставленной цели
Оказывает влияние на детей в игре и
общении
(может управлять, командовать)

15
16
17

18
19

20
21
22
23
24
25
26
27

Проявляет внимание и заботу о других
детях
Выполняет просьбы взрослых и детей
Говорит о позитивных моментах и
событиях
Рассказывает о своих впечатлениях
Доводит начатое дело до конца
Сам придумывает игры, правила игры
Говорит или невербально проявляет
восхищение прекрасным
Не останавливается на достигнутом,
ставит новые цели

29

Ключ к методике
№
Личностное качество

1

Уверенность в себе

Номера
пунктов в
методике
1,10,19

2

Уважение к другим и дружелюбие

2,11,20

3

Альтруистичность

3,12,21

4

Оптимистичность

4,13,22

5

Любознательность

5,14,23

6

Терпение

6, 15,24

7

Сообразительность

7,16,25

8

Любовь к прекрасному

8,17,26

9

Целеустремленность

9,18, 27

Средние значения и диапазон среднего уровня сформированности
личностных качеств по возрастным группам
Увер Уваже Альт Опти Люб Терп Сооб Люб Цел Сред
ен
ние к руис мист ознат ение разит овь еуст нее
Возрастная ность другим тичн ично ельн
ельн к
рем знач Диапазон
группа в
и
ость сть ость
ость прек лен ение среднего
уровня
расн ност
(лет, мес.) себе дружел
юбие
ому ь
5,0-5,6
5,7-5,11
6,0-6,6
6,7-6,12

1,4
1,6
1,5
1,2

1,1
1,3
1,2
1,2

1,3
1,6
1,9
1,9

1,1
1,4
1,4
1,1

1,3
1,7
1,6
1,5

1,5
1,6
1,7
1,8

0,9 1,1
1,1 1,4
1,1 1,1
1,3 1,3

1,3
1,7
1,4
1,2

1,2
1,5
1,4
1,4

1,05-1,35
1,35-1,65
1,25-1,55
1,25-1,55

30

Приложение 2
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
Танец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно
выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным
сопровождением.
Танцевальные жанры:

классический танец (балет);

народный или этнический;

бальные — латиноамериканские и европейские;

спортивные танцы;

современные.
Основные жанры музыкальных произведений:

полька - быстрый, живой, энергичный, парный центральноевропейский танец;

вальс - (франц. valse, от нем. Walzer, от walzen - выкручивать
ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero) - парный танец,
основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением;
муз. размер трѐхдольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп умеренно-быстрый;

марш — музыкальное произведение с размеренным темпом,
четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.
Основные темпы музыки:

адажио— медленный темп;

модерато – умеренный темп;

аллегро — быстрый темп;

престиссимо – очень быстрый темп.
Основные динамические оттенки:

forte (форте) - громко (сильно);

piano (пиано) – тихо;

crescendo (крещендо)- постепенное увеличение силы звука;

diminuendo (диминуэндо) - постепенное уменьшение силы звука.
Основные танцевальные движения и позиции:
Исходные позиции ног:
•
1 позиция ног – пятки вместе, носки врозь;
•
2-я позиция – ноги на ширине плеч, только носки ног максимально
развернуты в стороны;
•
3-я позиция – опорная нога ставится под углом 45градусов, пятка
не опорной ноги приставляется спереди к середине ступни опорной ноги, тоже
подуглом 45градусов;
•
4-я позиция – опорная нога ставится так же, как в 3-й позиции. Не
опорная нога выставляется вперед на длину небольшого шага под углом
45градусов;
•
5 позиция - пятки и носки вместе.
Исходные позиции рук:
•
Внизу– руки опущены вдоль тела.
31

•
Впереди – руки вытянуты на уровне груди (параллельно полу).
•
Вверху – руки максимально подняты вверх над головой. В
младшемвозрасте высота рук произвольная.
•
В стороны – плечи и руки составляют одну прямую линию.
•
Руки могут быть открытыми – ладони вверх («к солнышку»).
•
Руки могут быть закрытыми – ладони вниз (смотрят в пол).
•
«Поясок» - ладони на талии, большие пальцы – сзади, остальные –
впереди. Плечи и локти слегка отведаны назад.
•
«Кулачки на бочок» - пальцы рук слегка сжаты в кулачки, которые
ставятся на талию тыльной стороной внутрь.
•
«Полочка» - руки согнуты в локтях, сложены перед грудью. На
левойруке лежит правая (кисть правой руки лежит на локте левой и наоборот).
•
«Матрешка» - руки (полочкой», указательный палец правой
(левой) руки делает «ямочку» на одноименной щеке. Левая (правая) ладонь
поддерживает локоть другой руки и чуть отведена вперед (на весу).
•
«Юбочка» - большим, указательным и средним пальцами
(щепотью)обеих рук взять края юбочки и развести руки в стороны – вверх.
•
«Фартучек» - щепотью прихватить с обеих сторон перед юбочки и
приподнять вверх.
•
За спиной – руки соединены за спиной чуть ниже талии. Ладонь
левой руки тыльной стороной лежит в правой ладони. Пальцы слегка сжаты,
плечи и локти сведены назад.
Позиции рук в парах:
•
Дети стоят рядом (смотрят в одну сторону):
•
«Стрелка» - руки соединены в позиции «Вперед» от величины
угламеняется название «стрелки»: узкая, широкая.
•
«Воротики» - руки соединены в позиции «Вверх». Ладонь девочки
подкладывается снизу под ладонь закрытой руки мальчика.
•
«Плетень» - руки соединены крест-накрест.
•
«Бантик» - то же, но локти округлены и приподняты вперед вверх,руки не напряжены.
•
«Саночки» - мальчик стоит перед девочкой к ней спиной и подает ей
оберуки назад.
•
Девочка стоит лицом к спине мальчика и берет его за руки.
•
Дети стоят, соединив одноименные плечи (смотрят в разные
стороны):
•
«Бараночка» - одноименные руки соединены накрест в локтевых
сгибах, кисть сжата в кулачок. Свободные руки в любой из перечисленных
позиций.
•
«Вертушка» - одноименные руки соединены в позиции «Вверх».
•
Кружиться вертушкой – соединив руки в позиции
«Вертушка»,двигаться как бы догоняя друг друга на месте.
•
«Звездочка» (трое и больше детей) – стоят друг за другом,
соединиводноименные руки в позиции «Вверх».
32

•
Кружиться звездочкой соединив руки в позиции «Звездочка»,
двигаться как бы догоняя друг друга на месте. «Двойной поясок» - если дети
стоят друг к другу левыми плечами, то левыми же руками обхватывают
партнера за талию спереди и наоборот. Можно менять плечи на каждую
музыкальную фразу.
•
Дети стоят лицом друг к другу:
•
«Лодочка» - руки соединены в позиции «В стороны». Они раскрыты
на уровне груди.
•
«Воротики» (узкие) – руки соединены вверху, (широкие) – в
стороны -вверх.
Хлопки:
•
«Ладушки» - хлопки ладонями впереди или сзади (за спиной
выполняются свободными, не напряженными, согнутыми в локтях руками,
двигающимися навстречу друг другу.
•
«Блинчики» - на «раз» - удар правой ладонью по левой, на
«два» наоборот (кисти расслаблены, стаккато, с поворотом кисти.
•
Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от
динамики музыкального образа.
•
«Тарелочки» - младший возраст – «отряхни ладошки», старший
возраст
–
ладони обеих рук имитируют скользящие движения оркестровых
тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука – снизу вверх.
•
«Бубен» - левая ладонь опорная (как бы крышка бубна, пальцы
правой руки ударяют по ней. Опорную руку менять. Удар сильный.
•
«Колокола» - активные хлопки над головой. Движение яркое, с
большим размахом слегка согнутых в локтях ненапряженных рук. Для этого
движения необходима полная свобода верхнего плечевого пояса.
•
«Колокольчики» - мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о
ладонь другой. Удары легкие, негромкие. Руки могут быть согнуты в локтях,
выпрямлены или подняты в сторону-вверх (вправо или влево). Возможны
варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого.
•
«Ловим комариков» - легкие, звонкие хлопки прямыми ладошками
справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками.
Хлопки в парах:
•
«Стенка» - ладони согнутых в локтях (впереди) рук идут навстречу
рукам партнера. Хлопок выполняется на середине расстояния между детьми.
•
«Большой бубен» - поочередно один из партнеров держит
открытыми ладони согнутых в локтях или вытянутых вперед рук, а другой
ударяет по ним своими ладонями.
•
«Крестики» - техника выполнения та же, что и в «Бубне», только
руки партнеров двигаются накрест (правая с правой и наоборот).
Виды шага:
•
Спокойная ходьба– шаг начинается с носка вытянутой ноги, носок
развернут в сторону.
33

•
Хороводный шаг – этот вид шага используется в хороводах.
Отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью.
•
Приставной хороводный шаг– на «раз» - небольшой шаг с носка
правой (левой) ноги, на «два» - носок другой ноги приставляется к пятке
опорной и т. д.
•
Высокий шаг – нога не выносится вперед, а сгибается в колене и
поднимается вверх под углом 90 градусов, носок максимально натянут.
•
Шаг с притопом на месте – на «раз» делают шаг на месте левой
ногой рядом с правой; на «два» - притоп правой ногой впереди левой. Затем на
«раз» - шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой; на «два» - притоп левой
впереди правой; все повторяется сначала.
•
Переменный шаг – выполняется на 2 такта в двухдольном размере
или 1 такт в четырехдольном. На «раз» и «два» 1-го такта – длинные
поочередные шаги с носка правой (левой) ноги. На «раз» и «два» 2-го такта –
три коротких поочередных шага с носка другой ноги. На «и» пауза. Следующий
шагначинается с носка левой ноги.
Прыжки:
•
Исходное положение ног – основная стойка, руки на поясе. После
толчка, приземлиться в ту же точку, ставя ногу сначала на носок, затем на всю
ступню. Другая нога (неопорная) согнута в колене и отведена назад. Опорную
ногу менять.
•
Подскок – поочередное подпрыгивание на правой и левой ноге.
•
Прыжки с отбрасыванием ног назад – на «раз» - прыжок«точка» опорной ногой, одновременно неопорная нога сгибается в колене и
отбрасывается назад, пяткой кверху. Неопорная нога может удерживаться на
весу или ставиться сзади на носок пяткой кверху. На «два» - смена опорной
ноги.
•
Прыжки с выбрасыванием ног вперед – то правая, толевая нога
поочередно часто выбрасываются вперед, как бы хвалясь перед зрителями.
Носочек ноги направлен вниз, к полу. Руки – в стороны, ладони смотрят вперед
внутренней стороной.
•
Боковой галоп – то же, что и боковой приставной шаг, только на
прыжке.
•
Галоп вперед – техника та же, только продвижение не в сторону, а
вперед. На «раз» - толчок и правая (левая) нога выносится вперед, приземляясь
с носка. Носок другой ноги приставляется сзади к пятке опорной ноги.
На «два» - повторение.
Танцевальные движения:
•
«Пружинка» - стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать.
Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина – прямая.
Это движение можно выполнять из 6-й позиции ног (на «узкой дорожке»), в
этом случае колени ног не разводятся.
•
Притоп – стоя на левой ноге, ритмично притоптывать правой, чуть
пружиня обеими.
•
«Ковырялочка»: правую (левую) ногу согнуть в колене и поставить в
34

сторону на носок невыворотно (пяткой вверх); одновременно слегка согнуть
колено левой (правой) ноги. Вытягивая прямую правую (левую) ногу, поставить
ее на пятку. Сделать тройной притоп, начиная с правой (левой) ноги.
•
«Елочка»- исходное положение: ноги – «узкая дорожка»,
руки – «полочка», «поясок» и др. На «раз» - повернуть ступни ног (отрывая
носки отпола) вправо под углом 450. на «два» - то же пятки. Движение можно
выполнять как на прямых ногах, так и на «пружинке». Спина прямая.
•
«Гармошка» - ноги вместе. На «раз» - разведение носков в
стороны, на «два» - разведение пяток, на «три» - снова разведение носков и на
«четыре – разведение пяток. Затем возвращение в исходное положение в таком
же порядке.
•
«Топотушки» - исходное положение – ноги вместе, чуть присев,
руки сжаты в кулачки на поясе (подбоченившись). Часто поочередно топать
ногами на месте.
•
«Расческа» - дети стоят в шахматном порядке. На расстоянии друг
от друга лицом в одном направлении. вначале вторая шеренга проходит вперед
сквозь первую, останавливаясь чуть впереди. Затем первая (оказавшись
позади) проходит вперед сквозь вторую, останавливаясь чуть впереди, и т. д.
Построения:
•
Колонна – дети стоят друг за другом, в одном направлении,
соблюдаяинтервалы между собой.
•
Шеренга – дети стоят рядом друг с другом, в одном направлении,
соблюдая интервалы между собой.
•
Цепочка – дети стоят вполоборота друг за другом, держась за руки.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».