муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад №61 комбинированного вида Принята на заседании педагогического совета Протокол № 1 25.08. 2023 г. Утверждаю: заведующий МБДОУ д/с №61 _______ Калабина Н.А. Приказ №___ – ОД/ЛНА от 01.09.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Киселевского городского округа детского сада № 61 комбинированного вида Разработана: на основе ФГОС ДО (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 (зрегстрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776) в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования). на основе ФОП ДО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847). Музыкальный руководитель: Александрова О.Л. ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (обучающиеся 2-3 лет) Киселевский городской округ 2023-2024 учебный год 1 № п/п Содержание 1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка 1.2 Планируемые результаты (целевые ориентиры) реализации рабочей программы 1.3 Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов 2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Содержание образования (обучения и воспитания) по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в части музыкально-творческого развития) 2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы 2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы 2.4 Организация коррекционно-развивающей работы 2.5 Организация воспитательного процесса 2.6 План образовательной деятельности 2.7 Особенности взаимодействия с семьями обучающихся 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы 3.2 Особенности организации развивающей предметнопространственной среды 3.3 Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.4 Кадровые условия реализации рабочей программы 2 Стр. 3 3 7 9 11 11 13 23 24 25 28 33 37 37 38 40 44 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы Рабочая программа разработана в соответствии: - с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - с ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); - с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373); - с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утв. приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028); - c основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с № 61. Рабочая программа направлена на реализацию обязательной части основной образовательной программы ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений. Программа является основой для преемственности образования детей раннего и дошкольного возраста. Цель рабочей программы - развитие музыкально-творческих способностей ребёнка в период раннего возраста с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Задачи рабочей программы: Основные задачи образовательной деятельности 1) приобщение к искусству: - развивать у детей художественное восприятие (смотреть, слушать и испытывать радость) в процессе ознакомления с произведениями музыкального, изобразительного искусства, природой; - интерес, внимание, любознательность, стремление к эмоциональному отклику детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов и явлений окружающей действительности; - развивать отзывчивость на доступное понимание произведений искусства, интерес к музыке (в процессе прослушивания классической и народной музыки), изобразительному искусству (в процессе рассматривания и восприятия красоты иллюстраций, рисунков, изделии декоративно-прикладного искусства); - познакомить детей с народными игрушками (дымковской, богородской, матрешкой и другими); - поддерживать интерес к малым формам фольклора (пестушки, заклички, 3 прибаутки); - поддерживать стремление детей выражать свои чувства и впечатления на основе эмоционально содержательного восприятия доступных для понимания произведений искусства или наблюдений за природными явлениями; 2) музыкальная деятельность: - воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения; - приобщать к восприятию музыки, соблюдая первоначальные правила: не мешать соседу вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать; 3) культурно-досуговая деятельность: - создавать эмоционально-положительный климат в группе и ДОО, обеспечение у детей чувства комфортности, уюта и защищенности; формировать умение самостоятельной работы детей с художественными материалами; - привлекать детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках; - развивать умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них; - формировать навык перевоплощения детей в образы сказочных героев. Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота», что предполагает: - воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями); - приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры; - становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребёнка; - создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности; - формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми; - создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми). 1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы Рабочая программа построена на следующих принципах дошкольного образования, установленных ФГОС ДО: 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; 4 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей 2-3 лет, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые); 4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 6) сотрудничество с семьей; 7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; 9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 10) учёт этнокультурной ситуации развития детей. Основными подходами к формированию рабочей программы являются: - деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ; - интегративный подход, ориентирующий на интеграцию процессов обучения, воспитания и развития в целостный образовательный процесс в интересах развития ребенка; - индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку; - личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей; - cредовый подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка. 1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в т.ч. характеристики особенностей развития детей 2-3 лет При разработке рабочей программы учитывались следующие значимые характеристики: географическое месторасположение; социокультурная среда; контингент воспитанников; характеристики особенностей развития детей. Характеристика контингента обучающихся 2-3 лет Познание себя, своего образа, идентификация с именем. Начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией имени и пола. 5 Детям характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Они легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Дети этого возраста соблюдают элементарные правила поведения, обозначенные словами «можно», «нельзя», «нужно». Совершенствуется ходьба, основные движения, расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Ребенок проявляет большую активность в познании окружающего мира. Возникает потребность более глубокого и содержательного общения со взрослым. В этом возрасте интенсивно формируется речь. Речевое общение со взрослым имеет исключительно важное значение в психическом развитии. Развивается сенсорное восприятие. Формируются зрительные и слуховые ориентировки. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большим искажением. Основная форма мышления – наглядно-действенная. Внимание неустойчивое, легко переключается. Память непроизвольная. Развивается предметная деятельность. Появляется способность обобщения, которая позволяет узнавать предметы, изображения. Формируются навыки самообслуживания. 6 1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРОГРАММЫ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ Содержание и планируемые результаты ООП ДО должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной образовательной программы. В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения ООП ДО представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к 3 годам. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребёнок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров. Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы. Обозначенные различия не являются основанием для констатации трудностей ребёнка в освоении образовательной программы ДО и не подразумевают его включения в соответствующую целевую группу. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения ООП ДО в раннем возрасте (к 3 годам): - у ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры; - ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное); - ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; - ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом; - ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого; - ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; - ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели; - ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может 7 обращаться с вопросами и просьбами; - ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым; - ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них; - ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях; - ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия; - ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее); - ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам; - ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения; - ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства; - ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки; - ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе; - ребёнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным» и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель («Я буду лечить куклу»). 8 1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Оценивание качества образовательной деятельности по программе осуществляется в форме педагогической диагностики. Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г.» № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС ДО, в котором определены государственные гарантии качества образования. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов: 1. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. 2. Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения определяются требованиями ФГОС ДО. Может проводиться оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики. 3. Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО: - планируемые результаты освоения ООП ДО заданы как целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства; - целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; - освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование. 4. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в т.ч. поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. 9 5. Педагогическая диагностика проводится на начальном этапе освоения ребёнком программы в зависимости от времени его поступления в группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребёнка. 6. Педагогическая диагностика индивидуального музыкально-творческого развития детей проводится музыкальным работником в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: - наблюдения, - свободных бесед с детьми, - анализа продуктов детской деятельности, - специальных диагностических ситуаций, - специальных методик диагностики музыкально-творческого развития. 7. Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики музыкально-творческого развития ребёнка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений ребенка в области музыкального развития. Музыкальный руководитель наблюдает за поведением ребёнка в музыкальной деятельности в разных ситуациях. В процессе наблюдения он отмечает особенности проявления ребёнком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи и тому подобное. Наблюдая за поведением ребёнка, музыкальный руководитель обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребёнка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребёнка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребёнка в деятельности и взаимодействии. Результаты наблюдения фиксируются в программе индивидуального развития. Фиксация данных наблюдения позволяет выявить и проанализировать динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и его потребностей. Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания и другое. 8. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых музыкальный руководитель выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную музыкальную деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс 10 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ) ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (В ЧАСТИ МУЗЫКАЛЬНОТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ) Содержание образовательной деятельности направлено на реализацию основных задач образовательной деятельности в области «Художественноэстетическое развитие» (в части музыкально-творческого развития) (см. п.1.1.1). Содержание образовательной деятельности 1. Приобщение к искусству Музыкальный руководитель развивает у детей художественное восприятие; воспитывает эмоциональную отзывчивость на доступные пониманию детей произведения искусства. Воспитывает интерес к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной музыкальной деятельности. 2. Музыкальная деятельность 1) Слушание: музыкальный руководитель учит детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание; учит детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона). 2) Пение: музыкальный руководитель вызывает активность детей при подпевании и пении; развивает умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом); поощряет сольное пение. 3) Музыкально-ритмические движения: музыкальный руководитель развивает у детей эмоциональность и образность восприятия музыки через движения; продолжает формировать у детей способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и так далее); учит детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет); совершенствует умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. 3. Культурно-досуговая деятельность Музыкальный руководитель создает эмоционально-положительный климат в детском коллективе для обеспечения у детей чувства комфортности, уюта и защищенности. Привлекает детей к посильному участию в играх с пением, забавах, развлечениях и праздниках. Развивает умение следить за действиями 11 участвующих персонажей, адекватно реагировать на них. Для реализации содержания образования по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» используется основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с. Содержание образовательной деятельности с детьми 6-7 лет. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Стр. 281. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки»/ Под ред. И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой. 12 2.2. ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Рабочая программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОО. Она предполагает построение образовательного процесса в формах, специфических для детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО (п.2.5.). Основание выбора форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы определяются в соответствии: - с задачами воспитания и обучения; - возрастными и индивидуальными особенностями детей; - спецификой их образовательных потребностей и интересов; - с учетом сформировавшейся практики воспитания и обучения детей; - с учетом результативности форм, методов, средств образовательной деятельности применительно к возрастной группе детей 5-6 лет. Вариативность форм, методов и средств реализации рабочей программы зависит не только от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъектной позиции ребёнка в образовательном процессе. При выборе форм, методов, средств реализации рабочей программы учитываются субъектные проявления ребёнка в деятельности: - интерес к миру и культуре; - избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; - инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; - самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; - творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности. Формы реализации рабочей программы Согласно ФГОС ДО при реализации рабочей программы используются различные формы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей 5-6 лет: - игровая деятельность; - общение со взрослым и сверстниками; - речевая деятельность; - двигательная деятельность; - музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). 13 Методы обучения и воспитания Для достижения задач воспитания в ходе реализации рабочей программы используются следующие методы: - организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы); - осознания детьми опыта поведения и деятельности (разъяснение норм и правил поведения, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример); - мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования и др.). При организации обучения используются следующие методы: - традиционные методы (словесные, наглядные, практические); - методы, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей (информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский). При выборе методов воспитания и обучения учитываются: - возрастные и личностные особенности детей, - педагогический потенциал каждого метода, - условия его применения, - реализуемые цели и задачи, - планируемые результаты. Для решения задач воспитания и обучения используется комплекс методов. Средства реализации рабочей программы При реализации рабочей программы используются различные средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов: - демонстрационные и раздаточные; - визуальные, аудийные, аудиовизуальные; - естественные и искусственные; - реальные и виртуальные. Средства используются для развития следующих видов деятельности детей: двигательной, предметной, игровой, коммуникативной, музыкальной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и другое). Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения осуществляется в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21. Вариативность форм, методов, средств реализации рабочей программы Выбор педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации рабочей программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и 14 обучения обеспечивает их вариативность. СЛУШАНИЕ Формы работы Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Формы организации детей Индивидуальные Групповые Подгрупповые Подгрупповые Индивидуальные Использование Музыкальная музыки: НОД. -на утренней Праздники, разгимнастике и влечения. физкультурной Музыка в поНОД; вседневной - на музыкальной жизни: НОД; -другая НОД; - во время умыва- ния театрализованная -взаимодействие с деятельность; другими образо-слушание мувательными обла- зыкальных скастями (физичезок; ская культура, - беседы с детьздоровье, безми о музыке; опасность, труд, -просмотр мульпознание, чтение тфильмов, художественной фрагментов детлитературы, хуских музыкальдожественное ных фильмов; творчество ); -рассматривание - во время проиллюстраций в гулки (в теплое детских книгах, время) репродукций, - в сюжетнопредметов окруролевых играх жающей дей- перед дневным ствительно-сти. сном; - при пробуждении; - на праздниках и развлечениях. Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Индивидуальные Подгрупповые Групповые Подгрупповые Индивидуальные Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности, ТСО. Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты. Консультации для родителей. Родительские собрания. Индивидуальные беседы. Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним). Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр). Открытые музыкальные занятия для родителей. Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или 15 ширмыпередвижки). Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье. Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров. Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов. Просмотр видеофильмов. ПЕНИЕ Формы работы Режимные момен- Совместная дея- Самостоятельная ты тельность педаго- деятельность детей га с детьми Формы организации детей Индивидуальные Групповые Индивидуальные Подгрупповые Подгрупповые Индивидуальные Использование Музыкальная пения: НОД. - на музыкальной Праздники, разНОД; влечения. -взаимодействие с Музыка в повседругими образодневной жизни: вательными обла- стями (физическая театрализованная культура, здородеятельность; вье, социализация, -пение знакомых Подгрупповые Совместная деятельность с семьей Групповые Подгрупповые Индивидуальные Создание условий Совместные для самостоятель- праздники, разной музыкальной влечения в ДОУ деятельности в (включение родигруппе: подбор му- телей в праздники зыкальных ини подготовку к струментов (озву- ним). Театрализоченных и не озву- ванная деятельченных), иллюность (концерты страций знакомых родителей для де16 безопасность, труд, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество ); - во время прогулки (в теплое время); - в сюжетноролевых играх; -в театрализованной деятельности; - на праздниках и развлечениях. песен во время игр, прогулок в теплую погоду. -подпевание и пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности. песен, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей. Портреты композиторов. ТСО Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих сочинению мелодий по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы, танцы. Игры в «детскую оперу», «спектакль», «кукольный театр» с игрушками, куклами, где используют песенную импровизацию, озвучивая персонажей. Музыкальнодидактические игры. 17 тей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей. Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки) Создание выставок. Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье. Посещения детских музыкальных театров. Совместное пение знакомых песен при рассматрвании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности. Создание совместных альбомов песен. ТВОРЧЕСТВО: ПЕСЕННОЕ, МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЕ, ТАНЦЕВАЛЬНОЕ Формы работы Режимные мо- Совместная де- Самостоятельная менты ятельность пе- тельность детей дагога с детьми Формы организации детей Индивидуальные Групповые Индивидуальные Подгрупповые Подгрупповые Индивидуальные Использование Музыкальная творчества: НОД. - на музыкальПраздники, разной НОД; влечения. -взаимодействие В повседневной с другими обра- жизни: зовательными областями (фитеатрализованзическая культу- ная деятельра, здоровье, со- ность; циализация, без- - игры; опасность, труд, - празднование познание, чтение дней рождений. художественной литературы, художественное творчество ); - во время прогулки; - в сюжетноролевых играх; -на праздниках и развлечениях. дея- Совместная деятельность с семьей Групповые Подгрупповые Подгрупповые Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, ТСО. Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в пении, движении, музицировании. Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок. Придумывание простейших танцевальных движений. Инсценирование содержания песен. Импровизация на инструментах. Музыкальнодидактические игры. Игры-драматизации. Аккомпанемент в пении, танце и др. Игры в «концерт», «спектакль», «музы- Индивидуальные Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей. Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки). 18 кальные занятия», «оркестр». Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семьею Посещения детских музыкальных театров. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ Формы работы Режимные мо- Совместная дея- Самостоятельная дея- Совместная деяменты тельность педа- тельность детей тельность с сегога с детьми мьей Формы организации детей Индивидуальные Групповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Подгрупповые Индивидуальные Использование Музыкальная музыкальноНОД. ритмических Праздники, раздвижений: влечения. -на утренней Музыка в погимнастике и вседневной физкультурной жизни: НОД; - на музыкальной театрализованНОД; ная деятель-взаимодействие ность; с другими обра-музыкальные зовательными игры, хороводы областями (фис пением; зическая культу- ра, здоровье, со- инсценирование циализация, без- песен; опасность, труд, -развитие танцепознание, чтение вально-игрового художественной творчества; литературы, ху- празднование Подгрупповые Подгрупповые Индивидуальные Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: -подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкальноигровых упражнений; -подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценировании песен, музыкальных игр. Использование портретов композиторов, 19 Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия дожественное дней рождения. творчество ); - во время прогулки; - в сюжетноролевых играх; - на праздниках и развлечениях. ТСО. Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетноролевая игра), способствующих импровизации движений разных персонажей животных и людей под музыку соответствующего характера. Придумывание простейших танцевальных движений. Инсценирование содержания песен, хороводов. для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки). Создание выставок. Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье. Посещения детских музыкальных театров. Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Формы работы Режимные мо- Совместная деятельность менты педагога с детьми Формы организации детей Групповые Индивидуальные Подгрупповые Подгрупповые Индивидуальные Использование умение играть на детских музыкальных инструментах: - на музыкальной НОД; Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Индивидуальные Групповые Подгрупповые Музыкальная НОД. Праздники, развлечения. Музыка в повседневной жизни: -театрализованная деятельность; -игры с элементами ак20 Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных Подгрупповые Индивидуальные Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к -компанемента; взаимодействие - празднование дней с другими обра- рождения. зовательными областями (физическая культура, здоровье, социализация, безопасность, труд, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество ); - во время прогулок; - в сюжетноролевых играх; - на праздниках и развлечениях. инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов и элементов костюмов для театрализации. Использование портретов композиторов, ТСО. Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в музицировании. Импровизация на инструментах. Музыкальнодидактические игры. Игрыдраматизации. Аккомпанемент в пении, танце. Игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр». 21 ним). Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей. Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки). Создание музея любимого композитора. Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье. Посещения детских музыкальных театров. Совместный ансамбль, оркестр. Структура музыкального занятия 1. Вводная часть. Приветствие. Музыкально-ритмические упражнения. Цель: настроить детей на занятие. Развивать навыки основных танцевальных движений. которые будут использоваться в плясках, танцах и хороводах. 2. Основная часть. 2.1. Слушание музыки. Цель: учить детей вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать. 2.2. Подпевание и пение. Цель: развивать вокальные задатки детей, учить их правильно интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, начинать и заканчивать пение вместе с педагогом. 2.3. Музыкально-дидактические игры. Цель: знакомить детей с музыкальными инструментами, развивать их память и воображение, музыкально-сенсорные способности. 3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель: доставить детям эмоциональное наслаждение, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание заниматься на музыкальных занятиях. Структура занятия может варьироваться в зависимости от образовательных задач, степени усвоения детьми музыкального материала на предыдущих занятиях, а также от общего психофизиологического состояния детей. 22 2.3. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ Для поддержки детской инициативы используются следующие основные способы: - создание условий для свободного выбора детьми деятельности; - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; - недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности на музыкальных занятиях. 23 2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ Раздел разрабатывается в том случае, когда в группе есть целевые группы обучающихся для оказания им адресной помощи. На данный момент целевые группы обучающихся отсутствуют. 24 2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Воспитательная работа в осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитания ДОО и календарным планом воспитательной работы. В рамках образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание» приоритетным направлением воспитания является «Эстетическое воспитание». Целевыми ориентирами воспитания по направлению «Эстетическое воспитание» к концу раннего возраста (к 3 годам) являются: - проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве; - способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративнооформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и другое). Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота». Это предполагает: - воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями); - приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры; - становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребёнка; - создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности; - формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми; - создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми). Содержание воспитательной работы по направлению «Эстетическое воспитание» Ценности: «Культура» и «Красота». Цель этико-эстетического воспитания: формирование ценностного отношения детей к культуре и красоте, формирование у них эстетического вкуса, развитие стремления создавать прекрасное. Задачи: - формирование культуры общения, поведения, этических представлений; - воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, ее влиянии на внутренний мир человека; 25 - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми; - воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов; - развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности; - формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его. Виды и формы деятельности: - выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества; - уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь организации; - организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.; - формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке; - реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания; - воспитание культуры поведения. План воспитательной работы Направления воспитательной работы Патриотическое Познавательное Физическое и оздоровительное Познавательное Социальное Этико-эстетическое Патриотическое Этико-эстетическое Патриотическое Мероприятие Целевая аудитория СЕНТЯБРЬ Тематическое Обучающиеся развлечение всех групп «День знаний» Неделя безОбучающиеся всех опасности возрастных групп дорожного движения ОКТЯБРЬ Утренник Обучающиеся всех «Золотая возрастных групп осень» НОЯБРЬ «Мамин Обучающиеся всех праздник» возрастныхгрупп 26 Ответственные Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор ФК Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор ФК Заведующий, ст. воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель Воспитатели, музыкальный руководитель Патриотическое Социальное Этико-эстетическое Патриотическое Социальное Этико-эстетическое Социальное Этико- эстетическое ДЕКАБРЬ Новогодний Обучающиеся всех возрастных групп утренник «Чудеса под Новыйгод!» Прощание с Обучающиеся всех елочкой возрастных групп МАРТ «Мамин Обучающиеся всех праздник!» возрастныхгрупп 27 Воспитатели, музыкальный руководитель Воспитатели, музыкальный руководитель Воспитатели, музыкальный руководитель 2.6. ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рабочая программа, опираясь на образовательную программу ДОО, предполагает проведение музыкальной организованной образовательной деятельности (далее ООД) 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в соответствии с требованиями СанПиН. С детьми 2-3 лет занятия проводятся 2 раза в неделю по 10 мин. Расписание музыкальной организованной образовательной деятельности в неделю № п/п 1. 2. 3. 4. Номер (название) группы № 4 «Цыплята» №5 № 4 «Цыплята» №5 Возраст День Время 2-3 2-3 2-3 2-3 понедельник вторник среда четверг 9:20-9:30 9:20-9:30 9:20-9:30 9:20-9:30 Примечание Перспективный план организованной образовательной деятельности Сентябрь-Октябрь-Ноябрь Темы Виды деятельности Программные задачи Формировать умение выполДо свидаМузыкальнонья, лето, ритмические движе- нять движения: хлопки в ладоши «фонарики», притопыздравствуй, ния вание, ходить стайкой и остадетский навливаться вместе с воспитасад! (1-я телем под музыку, различать неделя сенразный характер музыки, оритября) ентироваться в пространстве, Осень (2-я – бегать легко, не наталкиваться 4-я недели друг на друга. сентября) Вызывать эмоциональный отЯ и моя секлик на двигательную активмья (1-я – ность. 2-я недели Развивать умение выполнять октября) основные движения: ходьбу и Мой дом, бег, внимание и динамичемой город ский слух. (3-я неделя Привлечь внимание детей к октября – музыкальным звукам. 2-я неделя ноября) Привлечь внимание детей к Подпевание Новогодний музыкальным звукам. праздник Формировать умение слушать (3-я – 4-я и подпевать, сопереживать. недели ноОбогащать их эмоциональября) ными впечатлениями. При28 Репертуар «Разминка» Е. Макшанцева, «Маршируем дружно» М. Раухвергер, «Вот как мы умеем» муз. Е. Тиличеевой «Ходим-бегаем» муз. Е. Тиличеевой «Научились мы ходить» муз. Е. Макшанцевой «Ловкие ручки» муз. Е. Тиличеевой «Мы учимся бегать» муз. Я. Степанова «Полет птиц» муз. Г. Фрида «Воробушки» муз. М. Красева «Маленькие ладушки» муз. З. Левиной «Маленькие ладушки» муз. З. Левиной «Ладушки» русская народная песня «Петушок» русская народная песня влекать детей к активному подпеванию, сопровождая его движениями по тексту. Развивать умение действовать по сигналу. Расширять знания детей и животных и их повадках. Учить звукоподражанию. Слушание музыки Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку, умение слушать песни, понимать их содержание, эмоционально откликаться. Расширять представления об окружающем мире. Формировать ритмическое восприятие. Знакомить детей с музыкальными инструментами. Пляски, игры, хороводы Темы Новогодний праздник (1-я – 4-я Виды деятельности Музыкальноритмические движения Развивать у детей умение изменять движения в соответствии со сменой характера музыки, координацию движений, слуховое внимание. Учить ходить в разных направлениях. Приучать выполнять движения самостоятельно. Формировать навыки простых танцевальных движений, умение согласовывать движения с разной по характеру музыкой, менять движения с изменением динамики звучания. Декабрь-Январь-Февраль Программные задачи Формировать умение сопровождать текст соответствующими движениями, танце29 «Птичка» муз. М. Раухвергера «Зайка» русская народная песня «Кошка» муз. А. Александрова «Собачка» муз. М. Раухвергера «Осенняя песенка» муз. А. Адександрова «Лошадка» муз. Е.Тиличеевой «Дождик» русская народная песня «Птичка маленькая» муз. А. Филиппенко «Сапожки» русская народная мелодия, «Да-да-да!» муз. Е. Тиличеевой «Гуляем и пляшем» рус. нар. мелодия «Догони зайчика» муз. Е.Т иличеевой «Прогулка и дождик» муз. М. Раухвергера, М. Миклашевская «Жмурка с бубном» рус. нар. мелодия «Веселая пляска» рус. нар. мелодия «Кошка и котята» муз. В. Витлина «Пальчики-ручки» «Пляска с листочками» муз. А. Филиппенко, «Плясовая» хорв. народная мелодия, «Вот так вот!» бел. народная мелодия Репертуар «Зайчики» муз. Т.Ломовой «Зайчики по лесу бегут» муз. А.Гречанинова недели декабря) Зима (1-я – 4-я недели января) День защитника Отечества (1-я – 3-я недели февраля) 8 марта (4-я неделя февраля) Слушание музыки Подпевание Игры, пляски, хороводы вать в парах, слышать смену характера звучания музыки. Развивать умение легко прыгать и менять движения в соответствии с музыкой. ориентироваться в пространстве, слышать окончание музыки. Формировать коммуникативные навыки. Развивать активность детей. Формировать эмоциональную отзывчивость и умение откликаться на приглашение. Развивать умение слышать динамические оттенки, музыкальный слух. Побуждать детей к активному пению Вызывать яркий эмоциональный отклик Формировать умение манипулировать игрушками, реагировать на смену характера музыки, выполнять игровые действия в соответствии с характером песни Развивать чувство ритма, Закреплять у детей основные движения: бег, прыжки. 30 «Погуляем» муз. Е. Макшанцевой «Где флажки?» муз. И. Кишко «Стуколка» укр. народная мелодия «Очень хочется плясать» муз. Филиппенко «Игра с зайчиком» муз. А. Филиппенко «Петрушка» муз. И. Арсеева «Зима» муз. В. Карасевой «Песенка зайчиков» муз. М. Красева «Пришла зима» М. Раухвергер, «К деткам елочка пришла» А.Филиппенко, «Дед Мороз» А.Филиппенко, «Наша елочка» М. Корасев, «Кукла» М. Старокадомский, «Заинька» М. Красев, «Елка» Т. Попатенко, «Танец снежинок» Г.Филиппенко, «Новогодний хоровод» А.Филиппенко, «Пирожок» Е.Тиличеева, «Спи, мой мишка» Е. Тиличеева «Игра возле елки» А.Филиппенко «Игра с погремушкой» А.Филиппенко «Игра с погремушками» А.Лазаренко «Зайцы и медведь» Т. Попатенко «Зимняя пляска» М. Старокадомский «Зайчики и лисичка» Г. Финаровский «Мишка» М. Раухвергер «Игра с мишкой» Г. Финаровский «Фонарики» муз. Р. Рустамова Игр «Прятки» р. н. мел. «Где же наши ручки?», «Приседай» эст. народная мелодия, «Танец снежинок» А.Филиппенко, Игра «Я на лошади скачу» А.Филиппенко Темы 8 марта (1-я неделя марта) Знакомство с народной культурой и традициями (2-я – 4-я недели марта) Весна (1-я – 4-я недели апреля) Лето (1-я – 4-я недели мая) Март-Апрель-Май Виды деяПрограммные задачи тельности Музыкально- Развивать внимание, слух, ритмические чувство музыкальной формы, умение реагировать на смену движения характера музыки. Формировать умение ориентироваться в зале. Развивать умение ходить бодро, энергично, использовать все пространство. Учить выполнять топающие шаги. Развивать эмоциональную Слушание активность, музыки Расширять представления детей об окружающем мире Подпевание Привлекать детей к активному подпеванию и пению Учить звукоподражаниям Игры, пляски. хороводы Обогащать детей эмоциональными впечатлениями. Формировать активное восприятие Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, умение энергично шагать. Учить детей взаимодействовать друг с другом, согласовывать движения с текстом. 31 Репертуар «Марш» В. Дешевов, «Птички» Т.Ломова, «Яркие флажки» А. Александров, «Ай-да!» М. Попатенко, «Большие и маленькие ноги» Агафонников «Полянка» рус. нар. мелодия «Покатаемся!» А. Филиппенко «Танечка, баю-бай-бай» рус. нар. песня «Жук» В. Иванников «Прилетела птичка» Е. Тиличеева «Маленькая птичка» Т. Попатенко «Дождик» В. Фере «Паровоз» А. Филиппенко, «Баю-баю» М. Красев «Танечка, баю-бай-бай» рус. нар.песня «Утро» Г. Гриневич, «Кап-кап» Ф. Филькенштейн, «Бобик» Т. Попатенко, «Корова» М. Раухвергер, «Корова» Т. Попатенко, «Машина» Ю, Слонов, «Конек» И. Кишко, «Зимняя пляска» М. Старокадомский, «Зайчики и лисички» Г. Финаровский, «Мишка» М. Раухвергер, «Игра с мишкой» Г. Финаровскй, «Курочка с цыплятами» М. Красев «Поссорились-помирились» Т. Вилькорейская «Мишка» М. Раухвергер, «Прогулка и дождик» М. Раухвергер, «Игра с цветными платочками» обр. Степаненко, Пляска с платочком» Е. Тиличеева, «Игра с мишкой» Г. Финаровский, «Игра с флажком» М. Красев, «Танец с флажками» Т. Вилькорейска «Флажок» М. Красев, «Пляска с флажками» А.Филиппенко, «Гопачок» укр. народная мелодия «Прогулка на автомобиле» К. Мясков, «Парная пляска» нем. нар. мелодия, «Игра с бубном» М. Красев, «Фонарики» Р.Рустамов, «Прятки» рус. нар. мел. «Где же наши ручки?» Т. Ломова, «Упражнение с погремушками» А. Козакевич, Пляска «Бегите ко мне» Е. Тиличеева «Пляска с погремушками» Антонова, «Солнышко и дождик» М. Раухвергер, «Полька зайчиков» А.Филиппенко, «Танец с куклами» А.Филиппенко. 32 2.7. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Цели и задачи взаимодействия с семьями обучающихся Главными целями взаимодействия с семьями обучающихся дошкольного возраста являются: - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста; - обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Эта деятельность дополняет, поддерживает и тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста. Достижение этих целей осуществляется через решение основных задач: 1) информирование родителей (законных представителей) о программе; 2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их компетентности в вопросах физического развития, охраны и укрепления здоровья детей; 3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи; 4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения задач физического развития детей; 5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Принципы взаимодействия с родителями Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) придерживается следующих принципов: 1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка; 2) открытость; 3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей); 4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье; 5) возрастосообразность. 33 Календарный план работы с родителями № 1 Форма и название мероприятия «Внешний вид ребенка на музыкальных занятиях» ( индивидуальные беседы) Программное содержание Помочь родителям осознать важность создания предметноразвивающей музыкальной среды дома. «Виды музыкальной деятельности детей и их значение для развития музыкальных способностей» Накопление материала для создания условий художественно - эстетического развития детей. «Музыкальные игрушки - детям»( беседы) Помочь родителям осознать важность создания предметноразвивающей музыкальной среды дома. «День пожилого человека» (совместный досуг) Укрепить, обогатить связи и отношения бабушек с ребёнком. 3 «Пение путь к здоровью» (консультация) 4 «Как провести в семье праздник новогодней елки» Поддержание заинтересованности, инициативности родителей в вопросах музыкального воспитания в семье. Приобщать семью к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержать заинтересованность, инициативность родителей к жизни детского сада. 2 «Праздник Новогодней елки» (совместный праздник) Изготовление костюмов и атрибутов к новогодним праздникам. Запись праздников на видео Знакомство родителей с вариантами новогодних костюмов. Привлечение родителей к оказанию помощи в пошиве костюмов для детей. 34 Срок реализации Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 5 6 7 Музыкальные способности своего ребенка(консультация) Знакомить родителей с песнями и забавами для детей. Оказать помощь в создании картотеки или фонотеки с интересными игропеснями (по желанию родителей). «Русские народные инструменты» (папкапередвижка) Повысить знания родителей о русских народных инструментах, историей их возникновения, правилами игры на них. «Как оборудовать дома место для музыкальной деятельности ребенка с родителями» Помочь родителям осознать важность создания предметноразвивающей музыкальной среды дома. Подборка на стенд для родителей стихов, текста песен на тему «Защитники Отечества» Участие команды пап в соревновании на празднике «День защитника Отечества» Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца – защитника Отечества, Российской Армии. Создание благоприятных условий для вовлечения родителей в музыкальную деятельность детского сада, группы. «Масленица» (совместный праздник) «Фольклор в повседневной жизни ребенка» (консультация) Знакомить родителей с народными праздниками. «Праздник 8 марта» (совместный праздник) 8 «Пойте детям перед сном» (информационный стенд) Формирование положительного имиджа детского сада через демонстрацию досуговой деятельности в сознании родителей. Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли женщины - матери в семье и в обществе. Подключать родителей к участию в празднике и подготовке к нему. Расширять музыкальный кругозор родителей. Развивать интерес к русскому народному фольклору. 35 Январь Февраль Март Апрель «Песни военных лет» (информационная папка передвижка) 9 «Песни, с которыми мы победили». (создание песенника иллюстрированного детскими рисунками.) «Дошкольное детство – прощай!» (совместный праздник) «Музыка летом»» (папка-передвижка) Расширять музыкальный кругозор родителей. Развивать интерес к песням, созданными в дни Великой отечественной войны, познакомит с песнями о войне, созданные после Победы. Провести работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье. Май Подключать родителей к участию в празднике и подготовке к нему. Повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. 10 В течении года Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкальнохудожественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (праздники, досуги, развлечения, концерты, музыкальные гостиные). Оснащение развивающей предметно-пространственной среды: изготовление дидактических пособий, атрибутов, костюмов, декораций и т.п. Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры. Размещение информации на сайте ДОУ, на личном сайте (консультации для родителей). 36 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Успешная реализация рабочей программы обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: 1) признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание неповторимости личности каждого ребёнка, принятие воспитанника таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника; 2) решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое), так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий. При этом занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных педагогически обоснованных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом; 3) обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса (опора на опыт детей, накопленный на предыдущих этапах развития, изменение форм и методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться); 4) учёт специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития); 5) создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социальноличностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности, в которой ребёнок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и прочее; 6) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 7) индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга); 37 8) оказание ранней коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и условий, способствующих получению ДО, социальному развитию этих детей, в т.ч. посредством организации инклюзивного образования; 9) совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов родительского и профессионального сообщества; 10) психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка, консультирование родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья; 11) вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся; 12) формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов, психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся; 13) непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в процессе реализации рабочей программы, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам родительского и профессионального сообществ; 14) взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социальновоспитательными субъектами открытой образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности; 15) использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса её социализации; 16) предоставление информации об особенностях организации образовательного процесса семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; 17) обеспечение возможностей для обсуждения рабочей программы, поиска, использования материалов, обеспечивающих её реализацию, в т.ч. в информационной среде. 38 3.2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей. РППС выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребёнка деятельности. Для реализации рабочей программы используются следующие возможности РППС: - территория ДОО, - групповые помещения, - специализированные помещения Оборудование в музыкальном зале размещено и по центрам детской активности. 1. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетноролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие». 2. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Художественноэстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». При такой организации следует продумывать соседство центров с учетом пересечения детских активностей и их интеграции (объединения). Например, игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, используется как важный инструмент достижения цели и задач музыкально-творческого развития детей. 39 3.3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ, ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 3.3.1. Перечень учебно-методических пособий 1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с. Содержание образовательной деятельности с детьми 6-7 лет. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Стр. 281. 2. Программа по музыкальному воспитанию «Ладушки» И.М. Каплунова, И.А.Новоскольцева 3. Программа «Камертон» Э.А. Костина 4. Программа музыкального развития «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова 5. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: Для работы с детьми 2-7 лет. 6. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. 7. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. "СА-ФИ-ДАНСЕ". Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений, - Спб.: "Детство-пресс". 3.3.2. Перечень музыкальных произведений для реализации рабочей программы Слушание. «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия, обраб. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. нар. мелодия, обраб. Г. Фрида; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой. Пение. «Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Дождик», рус. нар. мелодия, обраб. В. Фере; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой. Музыкально-ритмические движения. «Дождик», муз. и сл. Е. Макшанцевой; «Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель. 40 Рассказы с музыкальными иллюстрациями. «Птички», муз. Г. Фрида; «Праздничная прогулка», муз. А. Александрова. Игры с пением. «Игра с мишкой», муз. Г. Финаровского; «Кто у нас хороший?», рус. нар. песня. Музыкальные забавы. «Из-за леса, из-за гор», Т. Казакова; «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи. Инсценирование песен. «Кошка и котенок», муз. М. Красева, сл. О. Высотской; «Неваляшки», муз. З. Левиной; Компанейца. 3.3.3. Средства реализации программы Перечень оборудования для реализации целей и задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в части музыкально-творческого развития) Многофункциональный актовый/Музыкальный зал 1. Специализированная мебель, оборудование и системы хранения 1.1 Мобильная стойка для театральных костюмов шт. 1.2 Мультимедийная трибуна для презентаций шт. 1.3. Пианино акустическое/цифровое/ синтезатор шт. 1.4. Система (устройство) для затемнения окон (в шт. случае отсутствия в проектно-сметной документации) 1.5. Системы хранения светового и акустического обо- шт. рудования 1.6. Стул/Кресло для актового зала шт. 1.7. Управляемая видеокамера шт. 2. Оборудование сцены 2.1 Дистанционный пульт управления механическим шт. оборудованием сцены 2.2 Комплект переносного оборудования (переносной шт. проектор с экраном на треноге, мобильная акустическая система, микрофон) 2.3 Проектор для актового зала с потолочным креплешт. нием 2.4 Экран большого размера шт. 3. Звукотехническое оборудование 3.1 Вокальный радиомикрофон шт. 3.2 Звукоусиливающая аппаратура с комплектом акушт. стических систем 4. Светотехническое оборудование 4.1 Зеркальный шар с электроприводом шт. 4.2 Пульт управления освещением шт. 41 1 1 1 1 1 40 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.3 4.4 4.5 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5. 5.6. 5.7. 5.8. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.6 6.6. 6.7. 6.8. 6.9. 6.10. 6.11. 6.12. 6.13. 6.14. 6.15. 6.16. 6.17. 6.18. 6.19. Светильник ультрафиолетового света (оборудошт. вание для обеззараживания воздуха) Светодиодный прожектор шт. Театральный линзовый прожектор шт. Помещение для декораций, бутафории, хранения костюмов Атрибуты для проведения праздников согласно шт. ФОП ДО Атрибуты для проведения праздников согласно об- шт. разовательной программе ДОО Комплект декораций шт. Комплект театральных костюмов детский (не мешт. нее 20 наименований) Комплект театральных костюмов взрослый (не шт. менее 10 персонажей) Полки для бутафории и реквизита шт. Полки для хранения париков со стойками шт. Шкаф для хранения костюмов шт. Оборудование для проведения занятий с детьми Барабан с палочками шт. Браслет на руку с 4 бубенчиками шт. Бубен большой шт. Бубен маленький шт. Бубен средний шт. Вертушка (шумовой музыкальный инструмент) шт. Воздушные шары шт. Детское пианино шт. Дудочка шт. Звуковой молоток (ударный музыкальный инструшт. мент) Игровой детский домик шт. Игровые ложки (ударный музыкальный инструшт. мент) Кастаньеты деревянные шт. Кастаньеты с ручкой шт. Комплект видеофильмов для детей дошкольного шт. возраста Комплект записей с музыкальными произведенияшт. ми Комплект записей со звуками природы шт. Комплект карточек с изображением музыкаль- шт. ных инструментов Комплект карточек с портретами композиторов шт. 42 1 1 1 1 1 1 10 1 2 2 2 10 50 10 10 10 10 20** 2 2 20 1 50 10 10 1 1 1 10 10 6.20. 6.21. Кукла (крупного размера) Кукла в нарядной одежде 6.22. 6.23. 6.24. 6.25. 6.26. 6.27. Ленты разноцветные на кольце шт. Маракас шт. Металлофон – альт диатонический шт. Металлофон 12 тонов и более шт. Музыкальные колокольчики (набор) шт. Мягкие игрушки различных размеров, изображаю- шт. щие животных Набор знаков дорожного движения шт. Набор из 5 русских шумовых инструментов (детшт. ский) Набор перчаточных кукол по сказкам шт. Набор струнных музыкальных инструментов шт. Платочки шт Погремушки шт. Ростовая кукла шт. Румба шт. Свистульки шт. Стойка для дорожных знаков шт. Султанчики шт. Треугольники (набор – 4 шт., ударный музыкальшт. ный инструмент) Флажки разноцветные шт. Шапочка-маска для театрализованных представле- шт. ний Ширма напольная для кукольного театра шт. Отдельный кабинет музыкального руководителя Специализированная мебель, оборудование и системы хранения Кресло педагога шт. Стеллаж для документации и пособий шт. Стол педагога шт. Шкаф для одежды шт. Технические средства Компьютер педагога с периферией/Ноутбук (лицен- шт. зионное программное обеспечение, в том числе программное обеспечение для обработки звука) 6.28. 6.29. 6.30. 6.31. 6.32. 6.33. 6.34. 6.35. 6.36. 6.37. 6.38. 6.39. 6.40. 6.41. 6.42. 7. 7.1. 7.1.1. 7.1.2. 7.1.3. 7.1.4. 7.2. 7.2.1. шт. шт. 43 2 по колву дет ей 50 60 2 10 10 10 1 5 10 1 60 60 3 10 10 20 60 4 80 200 1 1 4 1 1 1 3.4. КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ № п/п ФИО педагога должность Квалификационная категория высшая 1 Барашко Ната- воспитатель лья Викторовна 2 Кондрашова воспитатель Наталья Николаевна высшая 3. Фролова Юлия Евгеньевна воспитатель первая 4. Полуэктова воспитатель Кристина Сергеевна первая 5 Фролова Инструктор высшая Елена Никола- по физичеевна ской культуре 6 Александрова Музыкальный высшая Оксана Леони- руководитель довна 44 Курсы повышения квалификации Педагогический стаж октябрь 22 КРИПК и ПРО 120ч. 2020 «Профессиональная компетентность педагога (воспитателя) ДОО: психолого-педагогические и методические аспекты образовательной деятельности» КРИПК и ПРО 120ч октябрь 2020 «Профессиональная компетентность педагога (воспитателя) ДОО: психолого-педагогические и методические аспекты образовательной деятельности» КРИПК и ПРО 120ч апрель 2022г. «Профессиональная компетентность педагога (воспитателя) компенсирующей группы ДОО: психолого-педагогические и методические аспекты образовательной деятельности ». КРИПК и ПРО 120ч. апрель 2021. «Профессиональная компетентность педагога (воспитателя) группы раннего развития ДОО: психолого-педагогические и методические аспекты образовательной деятельности» 20 3 9 ГОУ СПО «Киселёвский пе- 21 дагогический колледж», 120 ч., ноябрь 2021г. «Физическое воспитание и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО». КРИПК и ПРО 120ч, март 19 2022г. «Психолого-социальнопедагогическое сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»